Круизы: перезагрузка. Рынок путешествий по воде восстанавливается?
Многие круизные компании в период пандемии решили обновить свой флот, чтобы привлекать пассажиров еще более комфортными условиями, а также чтобы сделать путешествия безопаснее. На тот же печально известный лайнер Diamond Princess сегодня продают каюты со свежим ремонтом на этот и будущий год по цене примерно от 50 тысяч рублей. Международный круизный холдинг MSC, несмотря на коронавирус, планирует нарастить число лайнеров с 17 до 29 в ближайшие десять лет. Кстати, морская круизная навигация на топ-направлениях началась за рубежом в августе. И та же MSC пока пустила только один лайнер — флагман Grandiosa на 5 тысяч пассажиров по Средиземному морю. В планах вывести к зиме еще один лайнер в Персидском заливе. Затем судно в Южной Африке. И в финале будет еще маршрут в Карибском бассейне. Но все эти круизы только для местных, локальных стран. Например, в путешествие по Средиземному морю могут отправиться только жители Шенгенской зоны. Загрузка кораблей — 50-60% от максимума из-за снижения спроса — клиенты опасаются инфекции. Чтобы обезопасить их, круизные компании разработали так называемые протоколы здоровья — специальные правила для пассажиров. Ситуацию комментирует генеральный директор туроператора PAC Group Илья Иткин. Илья Иткин генеральный директор туроператора PAC Group «При заходе на борт в терминалах поставлены устройства для взятия ПЦР-тестов, дальше различного рода процедуры, сходы на берег в рамках организованных экскурсионных групп и так далее. Благодаря этим протоколам здоровья в принципе и появилась возможность организовывать круизы. Нужно сказать, что за все время с середины августа до сегодняшнего дня не было никаких эксцессов». В протоколы безопасности круизные компании вложили серьезные средства. Например, терминалы в каждом порту, где пассажиров принимают на борт, оснащены оборудованием на полмиллиона евро. При этом, чтобы стимулировать спрос и повысить загрузку кораблей, холдинги предлагают акции и скидки. Поэтому зарубежные путешествия сейчас дешевле, чем до пандемии. На российском рынке ситуация иная. Стоимость круизных программ выросла на 5% при полной загрузке, говорит президент круизной компании «Инфофлот» Александр Сахаров. — Круизный бизнес и так низкомаржинальный, а тут практически половина навигации вылетела. То есть затраты все компании понесли, а выручки половину недобрали. Поэтому в этом плане финансовое положение непростое, сильно помогает то, что законы вышли о том, что обязательства перед клиентами можно откладывать до 2021 года. — А цены выросли? — Цены выросли, но по спросу они могли бы вырасти, не знаю, процентов на 30, но все понимали, что все в одной лодке находятся, и круизные компании в том числе. Поэтому там порядка 5% рост. При этом теплоходы практически полные ходили всю навигацию. На следующий год я ожидаю, что, может быть, даже некий дефицит будет, потому что очень много кто перенес свои путешествия на 2021 год, уже места на ряде рейсов до 50% проданы. В Москве пассажирская навигация открылась в этом году 23 июня. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, на судах должны быть санитайзеры и маски. Сейчас круизный сезон почти закончен. Компании предлагают туры уже на следующий год. Например, путешествие на теплоходе из Москвы в Петербург с заходом в Углич и на Валаам в мае обойдется в сумму от 25 тысяч до 30 тысяч рублей за каюту. Если постараться, то можно найти варианты вполовину дешевле, а за каюту люкс с балконом можно заплатить свыше 100 тысяч рублей.