ЦБ возьмется за имущество владельцев банков
Банку России хотят дать больше полномочий. Регулятору могут доверить ведение реестра контролирующих лиц банков, негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых компаний. И все для того, чтобы в случае банкротства организаций их владельцы не могли скрыть имущество при привлечении к субсидиарной ответственности. Однако эксперты считаю — новый законопроект противоречит нормам АПК РФ. Соответствующий законопроект, инициированный вице-спикером Ириной Яровой, был одобрен Государственной Думой РФ в I чтении. Его положения очень строги: если Банк России признает человека контролирующим лицом финансовой организации, то выйти из реестра будет непросто. Придется запастись немалым количеством доказательств о непричастности к банку, страховщику или НПФ. Законодатели указывают, что у всех будет право оспорить признание владельцем финансовой организации, но насколько просто это будет сделать, пока неясно. Но уже сейчас в законопроекте содержатся положения, согласно которым человек считается контролирующим лицом финансовой организации, пока не будет доказано иное. Конечно, в реестр ЦБ РФ вряд ли смогут попасть случайные люди. Банк России будет сверять все данные, а при необходимости — советоваться с Росфинмониторингом, чтобы не допустить ошибки причисления конкретного гражданина к контролирующим лицам. Реестр упростит задачу Агентству по страхованию вкладов (АСВ), которое выступает конкурсным управляющим несостоятельных банков: не нужно буде тратить время для поиска конечных бенефициаров — вся информация уже будет под рукой. Законопроект наделит регулятора правом самостоятельно направлять заявления о привлечении контролирующих лиц финансовых организаций из реестра к субсидиарной ответственности. Одновременно с этим Банк России получит возможность арестовывать недвижимое имущество, ценные бумаги и деньги бенефициаров через суд. В течение 30 дней, пока арестовано имущество контролирующих лиц, ЦБ РФ вправе подать иск в суд о привлечении их к субсидиарной ответственности. Если регулятор не воспользуется этим правом, то суд снимает арест с активов бенефициара. Суд вправе потребовать у Банка России дополнительных доказательств, подтверждающих, что конкретный гражданин и есть контролирующее лицо финансовой компании. Если впоследствии суд откажется принимать заявление, или ЦБ РФ сам забудет вовремя подать документы, гражданин будет вправе потребовать от регулятора компенсации убытков за арест своего имущества. Михаил Чернышев, руководитель арбитражной практики юридической компании a.t.Legal, считает внедрение нового законопроекта избыточным. Проект закона направлен на то, чтобы наверняка сделать информацию о бенефициарах кредитных и страховых организаций, а также НПФ общедоступной. Он позволит еще больше дисциплинировать собственников организаций, которые имеют огромное социальное значение. Обязанность указанных организаций в установленном Банком России порядке раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых эти организации находятся, уже установлена Законом о банках и банковской деятельности (п. 2 ст. 36), Законом об организации страхового дела (п. 13 ст. 32.1), Законом о негосударственных пенсионных фондах (п. 5 ст. 4.1). По мнению юриста, Банк России обладает достаточными полномочиями, чтобы своими нормативными актами регулировать указанные организации и требовать от них раскрытие информации о контролирующих лицах. Существующие нормы законодательства о банкротстве уже позволяют привлечь контролирующих должников лиц к ответственности. Дублирование норм — это признак невысокой юридической техники. Михаил Чернышев отметил, что с привлечением к субсидиарной ответственности контролирующих лиц финансовых организаций неплохо справляется АСВ. Юрист напомнил, что в Совет директоров АСВ входят 5 заместителей Председателя Банка России, который этот Совет и возглавляет. Единственное, что изменится — это обязанности самого ЦБ РФ. Если законопроект одобрят, регулятор будет должен собирать, хранить и размещать информацию о контролирующих финансовые организации лицах. Одновременно поправки, касающиеся возможности арестовать имущество субсидиарного ответчика, нарушают действующие нормы Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ. Банк России сможет требовать от суда ареста недвижимости, ценных бумаг и денег лиц, контролирующих кредитные компании, страховщиков или НПФ без предоставления встречного обеспечения, как того требует п. 4 ст. 99 АПК РФ, и не доказывая, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, как предусмотрено п. 2 ст. 90 АПК РФ. Для всех этих действий ЦБ РФ будет достаточно установить отрицательную величину собственного капитала организации.