Почему акционеры «Владморрыбпорта» до сих пор не построили современный холодильный комплекс
17 сентября акционеры ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» (ВМРП) провели очередное годовое собрание. Кроме распределения дивидендов, утверждения отчетности и выборов в органы общества, владельцы порта одобрили «совершение крупной сделки — генерального договора подряда на строительство холодильника № 1». Аналогичный (или тот же самый) проект строительства холодильника множество раз обсуждался и был одобрен как задача для первого резидента свободного порта Владивосток — ООО «Владивостокский рыбный терминал» — и планировался к завершению уже в 2021 г. Договоренность о строительстве холодильника на территории ВМРП была достигнута после того, как ФГУП «Нацрыбресурс», имеющее в оперативном управлении все государственные причалы порта, в 2013–2014 гг. пыталось отказать предприятию в возобновлении договоров аренды, в том числе мотивируя это тем, что порт значительно снизил перевалку рыбных грузов, а холодильная инфраструктура физически и морально устарела. «Мы входим в свободный порт Владивосток с проектом строительства нового, современного холодильника, — рассказывал в 2016 г. замгендиректора порта и первый генеральный директор ООО «Владивостокский рыбный терминал» Алексей Златкин. — Емкость единовременного хранения в 32 тыс. тонн позволит новому терминалу стать самым вместительным в России. Холодильник построим на территории ОАО «ВМРП», там, где сегодня простаивает выведенный из эксплуатации холодильник 1930-х годов постройки». Проект портовиков активно поддержали в Минвостокразвития, а дальневосточный полпред Юрий Трутнев дал поручение оказать поддержку проекту за счет кредита Фонда развития Дальнего Востока. Казалось бы, ничего не должно было помешать инвесторам реализовать стратегический план. Ведь одновременно с подготовкой к строительству «Владморрыбпорт» стал динамично наращивать перевалку рыбопродукции. Уже в 2018 г. порт перевалил более 300 тыс. тонн рыбы, а 2019 г. стал для ВМРП рекордным: объем перевалки мороженой рыбопродукции через портовые мощности составил 356 тыс. тонн. Портовики вновь подтвердили статус крупнейшего порта по грузообороту рыбной продукции не только на Дальнем Востоке, но и в целом в России. Что же пошло не так и почему со строительством холодильника в рамках нового проекта вышла не только задержка, но и, видимо, планируется замена заказчика-инвестора? Летом прошлого года на территории демонтированного холодильника № 1 были выполнены лишь земляные работы, после чего возведение комплекса было приостановлено. Причины приостановки реализации проекта акционеры и руководство ОАО «ВМРП» и ООО «ВРТ» не озвучивали. По информации из неофициальных источников, это связано с тем, что рыбным направлением в порту занялась другая команда управленцев. KONKURENT.RU попытался разобраться в этой запутанной, но интересной для всех причастных к рынку рыбной логистики истории. СПРАВКА Владивостокский морской рыбный порт располагается на южном берегу бухты Золотой Рог. Общая площадь порта — более 323,7 тыс. кв. м. В эксплуатации порта находится 11 причалов протяженностью более 2 тыс. метров с навигационными глубинами от 8,6 до 10,1 метра. Основными держателями акций среди более чем 1800 акционеров являются ООО «Геотэкс» (г. Москва) — 52% и (через номинального держателя и ряд компаний) семья Дениса Сарана (члена совета директоров порта) — немногим более 47%. Менее 1% приходится на многочисленных миноритариев, оставшихся со времен приватизации порта. Еще несколько лет назад единственным участником ООО «Геотэкс» была Мария Катунина, дочь известного предпринимателя Александра Катунина, и его семья называлась контролирующими акционерами порта, но в этом году поиски в открытых источниках показали другие результаты. 10% ООО «Геотэкс» оказались у Дмитрия Мартынова — полного тезки сына председателя совета директоров ОАО «ВМРП» Валерия Мартынова. Остальные 90% оформлены на сингапурскую компанию Sparkler Holdings Pte. Ltd., где, в свою очередь, 25% принадлежит (через трастовое владение) той же Марии Катуниной-Томпсон, также постоянному члену совета директоров порта. Остальные 75% (и, соответственно, реальный контролирующий пакет порта) оформлены на швейцарскую компанию TRUSTCANADA SA, бенефициары и владельцы которой не указаны в открытых источниках. Указаны только два иностранных директора, что позволяет предположить, что контроль в ОАО «Владморрыбпорт» мог перейти в иностранную юрисдикцию, хотя директором ООО «Геотэкс», согласно выпискам, пока остается тот же Владимир Катунин. Видимо, с этим связана известная в отрасли (произошедшая в начале этого года) смена управляющей команды в «рыбных» подразделениях порта и в самом ООО «ВРТ». При этом итоги смены менеджеров для порта неутешительны. Объемы перевалки рыбы значительно снизились — на 35–40%, после стабильного роста прошлых пяти лет. По некоторым сведениям, доходы от рыбной логистики упали еще сильнее. А дорогостоящий проект строительства холодильника стал менее привлекательным для акционеров и вызвал внутренние дискуссии, что видно из опубликованных отчетов заседаний совета директоров и протоколов общего собрания акционеров порта. Так ли это? KONKURENT.RU адресовал соответствующие вопросы нескольким непосредственным участникам данной истории. Владимир Бузанов, генеральный директор ООО «ВРТ»: «ВРТ» будет строить холодильник, а комментарий по одобрению сделки по строительству холодильного склада акционерами «ВМРП» вам лучше взять у руководства порта. Что касается задержки строительства, то она произошла из-за пандемии. Мы его построим, но конкретные сроки сложно назвать». Александр Шевченко, генеральный директор ОАО «ВМРП»: «Холодильный комплекс на территории ОАО «Владморрыбпорт» непременно будет построен, согласно условиям договора (имеется в виду договор аренды причалов. — Прим. К). Строительство холодильника будет экономически целесообразно, если его будет осуществлять резидент свободного порта Владивосток, т. к. резидентам предоставляются налоговые льготы». Алексей Златкин, член совета директоров ОАО «ВМРП»: «Я уже не руковожу рыбным направлением в порту, чем занимался с 2014 г., хотя и остаюсь членом совета директоров и участником ООО «ВРТ». Подготовкой к строительству холодильника занимался с самого начала, с 2016 г., и к прошлому году мы вышли на финишную прямую. По моему мнению, сейчас задержка строительства связана исключительно с субъективными факторами, нежеланием (или неумением) одного из акционеров конструктивно работать с остальными партнерами, принимать взвешенные кадровые решения, сформировать сильную и компетентную команду, в целом видеть оптимальные решения для компании. Не стану пока комментировать снижение грузооборота рыбопродукции в 2020 г. Скажу, что в техническом и технологическом плане в порту ничего не поменялось после моего ухода, сменилась лишь команда управленцев, «мозги». Одновременно с этим грузооборот рыбопродукции в других портах в этом году даже увеличился. Появились новые игроки на рынке логистики и хранения. Думаю, что давать оценку количественным и экономическим показателям, работе новой управленческой команды будем по итогам этого года. На мой взгляд, смена юридического лица по строительству нового холодильника станет далеко не оптимальным решением. Учитывая конъюнктуру рынка (и мы это всегда говорили), окупаемость столь серьезного проекта достигалась за счет льгот и преференций, предоставляемых режимом «свободный порт Владивосток». Учитывая наметившуюся тенденцию падения объемов и показателей в ВМРП, при отсутствии преференций данный проект, скорее всего, не окупится никогда». Денис Сарана, участник ООО «ВРТ», один из основных акционеров порта и член совета директоров: «Мы со своей командой стояли у истоков этого проекта, первые три года (2015–2018 гг.) задержки были объективные, проходили оформление документов, проектирование, демонтаж старого холодильника, долго мешал его устаревший статус «памятника». В прошлом году начали подготовку нулевого цикла и выбор генподрядчика — все это в рамках работы ООО «ВРТ», первого резидента свободного порта Владивосток. Для успешной реализации проекта была нужна слаженная работа всей команды порта. Проект весьма дорогой, при строительстве ошибиться нельзя, а дальнейшие производственные показатели требуются очень амбициозные, и по объему рыбопродукции, и по ее экономике, доле рынка, доходности. К сожалению, в начале этого года, вопреки нашей позиции, контролирующий участник ООО «ВРТ» (и самого ВМРП) поменял генерального директора, что вызвало полную смену управленческой команды на рыбном направлении. Лучшая в стране, на мой взгляд, команда в рыбной логистике вынужденно покинула «Владморрыбпорт». Последовало падение производственно-экономических показателей в этом сегменте, потеря доли рынка, поэтому мы для себя провели переоценку экономики проекта, самой возможности его реализации в новых условиях, текущей командой. Сейчас работаем над тем, чтобы снять внутренние противоречия, вернуть специалистов, наладить конструктивный диалог и уже потом вернуться к его реализации. Пока же мы просто не можем одобрить «договор подряда» неизвестно с кем, на строительство всего лишь части холодильника (фактически каркаса с освещением и воротами), по неизвестной стоимости. Это было бы просто некорректно: общая стоимость проекта гораздо больше, чем указанная для акционеров на собрании (не «до 1,9 млрд руб.», а примерно 2,5 млрд руб.), и окупаемость (особенно без режима СПВ) не подтверждена пока текущей работой и показателями. К тому же, на мой взгляд, в нашем порту пока просто отсутствуют (утеряны) компетенции, в целом позволяющие реализовать этот сложный и нужный проект». Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram