Долги бизнеса могут передать «частному взыску»
Российская Ассоциация специалистов по работе с проблемными активами обратилась к главе УФССП России Дмитрию Аристову с предложением вернуться к обсуждению законопроекта о частных судебных приставах. Такие структуры есть во многих странах мира и как правило показывают более высокие результаты по «выбиванию» долгов. ДОЛГ.РФ выяснил, чем частные приставы будут отличаться от государственных и почему они лучше взыскивают долги. История вопроса Идея разрешить в России работу частных судебных приставов, которые бы повысили эффективность взыскания долгов по судебным решениям, не нова. Впервые об этом заговорили еще в середине нулевых. В 2006 году такую идею высказал Юрий Чайка, возглавлявший тогда Минюст, однако инициативу признали преждевременной. В 2014 году Минюст все же разработал законопроект о частных приставах, но он не был принят. С тех пор с такой идеей выступали ТПП, РСПП, Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина и т.д. Однако она так и нашла поддержки. Главная причина, из-за которой предлагается введение частных приставов, — низка эффективность государственных. По данным СМИ, в 2017 году служба судебных приставов сумела взыскать по решениям арбитражных судов всего 170,5 млрд из 3,04 трлн рублей (5,6%). И в дальнейшем этот показатель только снижался, учитывая растущее как снежный ком число исполнительных производств. Эксперты убеждены, что частные судебные приставы покажут большую эффективность по нескольким причинам. Не будет сверхнагрузки Низкая эффективность работы УФССП по исполнению судебных решений объясняется прежде всего высокой нагрузкой на приставов. В мартовском выступлении на коллегии УФССП глава службы Дмитрий Аристов сообщил, что в 2019 году на одного пристава приходилось порядка 4 тыс. исполнительных производств, а в некоторых регионах — 9 тыс. «При таком количестве документов на исполнение одного судебного решения или решения уполномоченного органа может быть потрачено не более 25 минут в год», — подчеркнул господин Аристов. Частные судебные приставы, в отличие от государственных, не будут обязаны брать на себя непосильный груз. Они смогут брать в работу столько дел, сколько смогут довести до результата, поскольку именно от этого будет зависеть их вознаграждение. Результат, а не процесс Государственные приставы сегодня работают за исполнительский сбор — 7 % от суммы иска. Причем не от взысканной суммы, а от суммы иска. Потому они не заинтересованы в том, чтобы вернуть кредитору больше денег: они и так получат свое. Частные приставы будут работать только за процент от взысканных долгов, следовательно, это повысит эффективность до максимальных показателей. Здесь и следующий плюс — подобная структура не потребует бюджетных расходов, при том что ранее сообщалось об увеличении трат на самые пострадавшие сферы экономики из федерального бюджета. Также Минфин уже указывал, что государство тратит на работу одного государственного судебного пристава примерно 715,8 тыс. руб. — в начале 2019 года институт ФССП РФ насчитывал 81 тысячу работников. В свою очередь, когда Владимир Путин попросил главу ФССП РФ взять под контроль МФО, Дмитрий Аристов предложил расширить штат службы на 400 человек и увеличить финансирование на 270 млн рублей в год. Более высокий уровень технического оснащения и квалификации Частные приставы заинтересованы в результате, поэтому, по мнению экспертов, будут эффективнее искать должников и их имущество, поскольку будут наверняка технически оснащены лучше — базы, компьютеры, системы слежения, автомобили для выездов. Все это будут частные, а не государственные инвестиции. По сути, это будут хорошо оснащенные «частные детективы». Кроме этого, важное отличие частных приставов от коллекторов будет и в том, что новой потенциальной структуры будет больше полномочий: розыск имущества, возможность наложить ареста, возможность отмены сделок и т.д. Напомним, что в 2019 году на исполнении в Федеральной службе судебных приставов находилось порядка 103 млн. исполнительных производств, что на 18 % больше, чем в 2018 году (87,6 млн. исполнительных производств). Из них более 55 млн. исполнительных производств были возбуждены на основании документов, выданных уполномоченными органами, и свыше 48 млн. исполнительных производств – на основании судебных решений. В прошлом году окончено 62,3 млн. исполнительных производств, что на 18,8% больше, чем в 2018 году (52,5 млн. исполнительных производств). Слова экспертов подтверждает и опыт Чехии, о котором ДОЛГ.РФ рассказывал в интервью с заместителем вице-президента казначейства Международного союза частных судебных приставов, экс-президентом Палаты судебных приставов Чешской Республики Юраем Подконицким. По оценкам Директор Ассоциации по работе с проблемными активами Ивана Рыкова инициатива повлечет рост качества взыскания в 2–2,5 раза в ближайшие несколько лет. Ранее ДОЛГ.РФ писал о том, что предлагалось произвести замену коллекторов при МФО частными судебными приставами. Предполагалось, что они также могут работать под надзором УФССП в рамках правового поля, не требуя дополнительного финансирования из бюджета. Как отмечал Иван Рыков, «для начала они могут взять на себя взыскание долгов с юридических лиц, чтобы разгрузить коллег из федеральной службы, и расширять перечень функций в дальнейшем».