Войти в почту

«Шёлковый путь» на цифровой платформе

На днях в международный терминал BILK (Budapesti Intermodális Logisztikai Központ) в венгерской столице прибыл первый транзитный контейнерный поезд, перевозка которого оформлялась с использованием российской электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» из китайского города Сиань (провинция Шэньси). «Отправка поезда, состоящего из 41 сорокафутового контейнера с товарами народного потребления, состоялась в рамках совместного проекта ООО «Цифровая логистика» (дочерняя компания ОАО «РЖД», оператор электронной площадки), ООО «Рейл Карго Логистикс — Рус» и ПАО «ТрансКонтейнер», направленного на цифровую трансформацию бизнес-процесса организации контейнерных перевозок», — сообщается на сайте РЖД. Как указывает пресс-служба российского монополиста, продажа услуги перевозки и взаимодействие с партнёром (ПАО во время ее исполнения (ПАО «ТрансКонтейнер») осуществлялось исключительно в цифровом формате «Заказчик сформировал заявку, получил предложение, оплатил услугу и отслеживал статус её исполнения в личном кабинете пользователя ЭТП «Грузовые перевозки»», — уточнили в РЖД. На сегодняшний день к электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» подключены более 80 компаний, среди которых — 72 оператора подвижного состава, 3 терминально-складских оператора, 5 перевозчиков и 6 стивидорных компаний (организаций, занимающихся погрузкой и разгрузкой судов). Клиентская база превышает 5,4 тыс. пользователей. В настоящее время парк «Грузовых перевозок» представлен крытыми вагонами, полувагонами, полувагонами с повышенной нагрузкой на ось, платформы и цистерны. Ранее электронная торговая площадка РЖД обслуживала заказы только на внутригосударственном сообщении, исключая при этом припортовые и пограничные операции. На текущий момент монополия не давала пояснений по поводу возможности заказа международных перевозок в онлайн-формате, однако прибытие первого транзитного контейнерного поезда из КНР в Будапешт позволяет сделать вывод, что данная опция в том или ином виде доступна для клиентов. Маршрут поезда пролегал через Китай, Казахстан, Россию, Украину и Венгрию. Комментируя на прошлой неделе отправку состава из Сианя директор ООО «Рейл Карго Логистикс-Рус» Александр Баскаков заявил, что с помощью широкой разветвлённой сети компания готова предоставлять услугу так называемой «последней мили», доставляя необходимые товары в страны в Западной и Восточной Европы С точки зрения развития международной инфраструктуры прибытие поезда в Будапешт может означать новую веху развития обновлённого «Шёлкового пути», в котором Россия выступает одним из ключевых операторов, предоставляя иностранным клиентам услугу онлайн-заказов и зарабатывая на транзите грузов. Под «Шёлковым путём» сейчас подразумевается развитие грандиозного проекта «Один пояс—Один путь», который подразумевает создание единой железнодорожной и морской инфраструктуры между Китаем и Европой. С этой целью Пекин проявляет готовность инвестировать в модернизацию портов, терминалов, складских помещений и железнодорожных путей. По данным Главного таможенного управления КНР, за первые четыре месяца 2020 года внешнеторговый оборот между Китаем и странами, расположенными вдоль «Одного пояса—одного пути», составил 2,76 трлн юаней (около 400 млрд долларов), увеличившись на 0,9% в годовом выражении. По итогам первого квартала нынешнего года компании Поднебесной инвестировали 4,2 млрд долларов в 52 страны-участницы инициативы обновлённого «Шёлкового пути». Данный показатель на 11,7% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Как прогнозирует Всемирный банк, развитие инициативы «Один пояс—один путь», в странах-участниках даст новые рабочие места, увеличит доходы населения на 0,7-2,9%, что позволит вывести из нищеты около 7,6 млн человек и избавить от бедности 32 млн граждан. Как ожидает Всемирный банк, внешнеторговый оборот стран-участниц вырастет на 2,8-9,7%, а объём всемирной торговли увеличится в диапазоне от 1,7 до 6,2%. Очевидно, что в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса, реализация «Шёлкового пути» подстегнёт развитие международной торговли и инфраструктуры и, возможно, выведет из депрессии мировую экономику. При этом необходимо отметить, что развитие морского компонента «Шёлкового пути» последние годы сталкивается с большими сложностями из-за опасений Западной Европы по поводу «китайской экспансии». В частности, европейские правительства отказываются делиться с Поднебесной долями в уставном капитале портов в обмен на инвестиции в их модернизацию Однако в сфере железнодорожных перевозок подобных проблем не существует. Китай достаточно охотно вкладывает деньги в совершенствование инфраструктуры, которая позволяет быстрее переправлять контейнеры в Европу транзитом через Россию.

«Шёлковый путь» на цифровой платформе
© Русская Планета