Вместе взятое: выгодно ли государству раздавать деньги гражданам
В Германии Институт экономических исследований и ассоциация Mein Grundeinkommen в ближайшее время намерены провести трехлетний эксперимент с выплатой так называемого безусловного базового дохода. Отбор добровольцев начался в середине августа. Для участия в исследовании требуется 120 человек, готовых получать просто так €1,2 тысячи в месяц. Эксперимент должен дать ответ на вопрос, как факт получения гарантированных выплат меняет психологию человека и общества. Важно понять, способен ли основной доход помочь человеку справиться с текущими вызовами, поясняет создатель ассоциации Mein Grundeinkommen Майкл Бом-Мейер. Хлеб и зрелища Концепция базового безусловного дохода, предполагающая выплату гарантированной денежной суммы независимо от материального и социального статуса получателя, имеет многовековую, если не тысячелетнюю историю. В Древнем Риме гражданам деньги не раздавали, однако на бесплатный хлеб от государства население во многих случаях могло рассчитывать. Это право римлян защищали фрументарные (от латинского leges frumentariae) законы. При республике они воспринимались в обществе как справедливое распределение части госимущества. При императорах – как милость правителей, хотя к тому времени количество получателей льготы заметно сократилось. Плюсы и минусы безусловного базового дохода Что касается денежных выплат всем и каждому, то о их пользе рассуждал английский философ и общественный деятель Томас Мор, в своей «Утопии», опубликованной в 1516 году. Он видел в этом решение проблемы неравенства и бедности. «Оттого, что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего», – рассуждал автор. Позднее идею развил в своих трудах английский философ и государственный деятель Томас Пейн (1737–1809). С его точки зрения, следовало создать национальный фонд за счет доходов, получаемых от собственников земли, чтобы каждому лицу, достигшему двадцати одного года, выплачивать £15 в качестве частичной компенсации за потерю «естественного наследства вследствие введения системы поземельной собственности». Еще £10 в год из средств фонда пожизненно полагалось всем, кто достиг пятидесяти лет. Основной мотив у Томаса Пейна – обеспечить справедливое распределение доходов и сгладить социальное неравенство в обществе. Со своей стороны, английский экономист Джон Стюарт Милль (1806–1873) внес важное дополнение – базовый доход, выполняя функцию сглаживания социального неравенства, не должен оказывать демотивирующего воздействия на людей и лишать их стимулов работать. Среди теоретиков, в разное время поддерживавших идею безусловного базового дохода, можно назвать британского экономиста Фридриха Хайека, нобелевского лауреата Джеймса Тобина, американского экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта. Их теории развивались не на пустом месте. В новейшей истории есть примеры практической реализации таких проектов. Нефтяной дивиденд Аляски Уникальным можно считать опыт Аляски, где базовый доход с 1980 года выплачивается жителям штата. В отличие от других программ этот изначально не носил экспериментального характера. В середине 1970-х губернатор Джей Хаммонд закрепил право собственности на крупнейшее нефтяное месторождение Северной Америки Прадхо-Бей за своим штатом. С его подачи был создан Постоянный фонд Аляски и установлен дивиденд, получать который могли все жители. Первоначально размер выплат зависел от срока проживания в штате, но затем это условие было отменено. Таким образом, все, кто прожил на Аляске более одного года, получают право на базовый безусловный доход. Так называемый нефтяной дивиденд выплачивается ежегодно, и его величина варьирует в зависимости от средней доходности фонда. Общий размер увеличивается за счет грамотной инвестиционной политики. История США знает еще один пример (правда, провальный) введения базового дохода в общенациональном масштабе. Речь о попытке президента Ричарда Никсона создать систему гарантированных денежных выплат домохозяйствам. Размер пособия, по замыслу разработчиков, уменьшался в случае отказа от трудоустройства или переобучения. В 1970 году программа была принята палатой представителей, однако отвергнута финансовым комитетом сената США. «Бесплатный» швейцарский сыр Впрочем, известны примеры, когда инициатива властей ввести безусловный базовый доход отвергалась «снизу». Например, в результате проведенного в Швейцарии в 2016 году общенационального референдума 4/5 швейцарцев отвергли введение ежемесячных выплат всем гражданам в размере 2,5 тысячи швейцарских франков. Однозначного объяснения итогов волеизъявления нет. Кто-то увидел в них боязнь нарушить сложившийся общественный порядок, ведь наличие работы – основа стабильности в обществе и психологического комфорта. Введение базового дохода якобы могло значительно снизить стимулы к труду. Как власти разных стран помогают бизнесу и гражданам пережить экономические неурядицы Однако некоторые утверждают, что швейцарцы отказались от «дармовых» денег, чтобы не лишиться гораздо более ценного. Действительно, существующая система льгот и социальных выплат была бы упразднена после введения базового безусловного дохода. Несмотря на мнимые и реальные риски и сложности, сопряженные с реализацией подобных проектов, последние годы многие страны (США, Канада, Великобритания, Финляндия, Нидерланды) активизировали эксперименты в этом направлении. Рассматриваются возможности введения базового безусловного дохода для всего населения или некоторых категорий и социальных групп. Например, в Финляндии с начала 2017-го по конец 2018 года две тысячи безработных получали €560 ежемесячно (это в два раза ниже прожиточного минимума в стране) и в этот период параллельно пытались найти работу. Причем трудоустройство не отменяло выплат. Эксперимент показал, что доля нашедших работу среди тех, кто получал базовый доход, и тех, кто обходился без него, оказалась примерно одинаковой. Однако психологическое состояние первых было значительно более устойчивым и благоприятным. В принципе, результат был вполне ожидаемый. Вкалывают – роботы Теперь эстафетную палочку берут немцы. Следует сказать, что в Германии эксперимент будет отличаться от ранее проводимых в других странах. Во-первых, выборка испытуемых значительно меньше – всего 120 человек, и в нее вошли только те, кто участвовал в формировании фонда Mein Grundeinkommen («Мой базовый доход»). Из 100 тысяч спонсирующих случайным образом (своего рода лотерея) отбирается команда добровольцев. Зато размер выплаты больше, чем в Финляндии, – €1,2 тысячи ежемесячно, и срок предоставления более длительный – 3 года. Кроме того, эксперимент затрагивает различные группы и социальные слои населения. Не только безработных, но и людей с достатком. Карьерные и психологические изменения испытуемых сопоставят с контрольной группой из полутора тысяч человек, не получающих гарантированных выплат. Будьте гибкими: пандемия COVID-19 увеличит армию фрилансеров Экономисты и социологи не случайно настаивают на проведении подобных экспериментов. Они исходят из того, что автоматизация, роботизация производств и иные трудосберегающие технологии в будущем изменят рынок труда, что неминуемо приведет к введению базового дохода уже на постоянной основе. Уже сегодня роботизируются склады и транспортная логистика, различные сборочные производства в машиностроении, приборостроении, электронике, пищевой промышленности. Большой потенциал роботизации видится в металлургии, нефтегазовой отрасли, фармакологии, финансовом секторе. Цифровая экономика медленно, но верно «съедает» рабочие места. Например, известная тайваньская компания Foxconn за счет роботизации сократила почти половину сотрудников, занятых сборкой конечной продукции. На смену полной занятости приходят временный и дистанционный форматы работы. Людям придется меньше трудиться, но это не должно критически сказаться на их доходах. Один из путей решения проблемы – введение института базового безусловного дохода. Его преимущества – в сглаживании социально-экономического неравенства в обществе, снижении уровня бедности. Впрочем, существуют и риски. В частности, неизбежен рост государственных расходов, возникнут демотивация к труду, деквалификация работников, и в моду войдет тунеядство. Лекарство от кризисов Справедливости ради следует сказать, что тунеядцы были и в Древнем Риме, и в Советском Союзе. Положительные эффекты базового дохода все-таки перевешивают. Они проявятся в общем улучшении экономических ожиданий граждан, обеспечении баланса между работой, отдыхом и личной жизнью. Откроется больше возможностей для переквалификации сотрудников и поиска новой работы. Снизятся издержки бюджета, связанные с процедурами отбора и учета граждан, имеющих право на получение трансфертных платежей, оформления и подтверждения социальных льгот. Программу базового безусловного дохода можно отнести к разновидности долгосрочной стабилизационной экономической политики. Дело в том, что рыночная экономика неминуемо сталкивается с «провалами», которые без вмешательства государства могут иметь длительное и пагубное воздействие. Поэтому так важны инструменты для сглаживания сильных колебаний в экономике, способствующие выводу ее из рецессии. С этой целью правительство проводит бюджетно-налоговую и монетарную политику. Концепция безусловного базового дохода реализуется в первую очередь за счет инструментов бюджетной политики. Экономическая суть программы заключается в том, чтобы иметь эффективный инструмент на случай рецессии, вызванной различными факторами, в том числе такими неожиданными, как пандемия COVID-19. Уместно напомнить, что наши государство за последние месяцы приняло несколько пакетов мер для преодоления экономического кризиса, однако денежные выплаты на детей оказались самыми ощутимыми для миллионов семьей. Таким образом, в России эксперимент с введением безусловного базового дохода, пожалуй, можно считать состоявшимся, причем с положительным результатом. Авторы – завкафедрой экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова; ассистент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова.