Об этом ИА REGNUM заявил политолог Дмитрий Михайличенко. По его мнению, структурный вопрос: хватит ли у российских властей воли для деофшоризации? Создание специальных административных районов (т.н. «русские офшоры») в Калининграде и Владивостоке пока не дает ожидаемого результата. Меры (15% налог на вывод дивидендов) ограничивает, но не уничтожает офшорные устремления крупного бизнеса. «Крупные компании, выводящие ресурсы в офшоры, находятся под угрозой дополнительного внимания государства и, соответственно, административного давления. Случай с «Башкирской содовой компанией» показывает: за безответственное ведение бизнеса (по принципу «сверхприбыль — нам, а социальные риски — властям») власть может и вовсе лишить собственников их активов. Этот случай показателен: если ряд сырьевых неэкологичных производств в ближайшее время не переведут свои активы в «русские офшоры», их ждет аналогичная судьба. При этом теперь региональные власти (и не только) могут скрыто инициировать социальное недовольство и протестные настроения для оказания дополнительного давления на собственников («чтобы быстрее поняли суть происходящего»). Тот же случай с башкирской «Содой», равно как и ситуация с «Норникелем» показывает: властям нужно ориентироваться на снятие социального напряжения. Нужна воля для того, чтобы крупный бизнес захотел вкладывать средства в регионы. Помимо этого, для регионов крайне важно иметь возможность управления предприятиями и развивать социальные программы. С Кипром Москва намерена договориться (пойдя на частичные уступки). Новые правила игры усиливают административные функции системы управления. Инициатива социально одобряемая, но чревата внутриэлитными конлфиктами («передел сфер влияния»), а также формирование контрэлит, ориентированных на транзит власти. А на благоприятный бизнес-климат, похоже, уже никто не обращает внимания. Система не закладывает потенциал качественного роста иностранных инвестиций в ближайшие годы. На мой взгляд, наиболее вероятный сценарий: деофшоризация будет аккуратной, избирательной и постепенной. Каждый случай будут рассматривать по отдельности: лоббисты и крупные игроки будут иметь возможность обосновать свое право на «особый» подход». Дмитрий Михайличенко