«Коммуналка» на Ямале может стать доступнее с помощью умных устройств в ЖКХ

С июля 2020 года тарифы на ЖКХ снова выросли из-за индексации. Так, отопление подорожало, в среднем, на 59 рублей, стоимость куба горячей воды – почти на 5, холодной – на 1,5 рубля, стоимость водоотведения увеличилась на 2 рубля. Выросли и цены на электроэнергию – в среднем в районе 3%. Но эксперты уверены: несмотря на рост тарифов на ЖКУ, коммунальные услуги на Ямале могут обойтись жителям региона дешевле. Установка счетчиков – один из главных способов сэкономить на коммуналке. Так, одноставочный тариф составляет 2 рубля 9 копеек, те, кто пользуются двухтарифными счетчиками, днем будут платить 2 рубля 11 копеек, ночью – всего 1 рубль 4 копейки. Повсеместное внедрение умных устройств закреплено на законодательном уровне. Планируется, что до 2023 года эта реформа будет проведена во всех населенных пунктах ЯНАО, причем устанавливать счетчики вменили в обязанность управляющим компаниям. А в новостройках умные счетчики устанавливают уже на этапе сдачи дома: это позволяет автоматически передавать данные о количестве потребленной электроэнергии в единую информационную сеть. Можно пойти дальше: внедрять в инфраструктуру многоквартирного дома решения в сфере IoT или интернета вещей. Датчики могут оптимизировать управление лифтовым хозяйством, вывоз мусора, содержание жилых зданий, а также грамотно скоординировать снабжение ресурсами – газом, теплом, водой и электроэнергией. Все это в конечном итоге снижает стоимость коммуналки: по различным подсчетам, экономия от внедрения решений интернета вещей может составлять до 30%. И если раньше представить умный многоквартирный дом на Ямале было сложно, то сейчас все эти решения можно внедрить с помощью сети NB-IoT для интернета вещей. Именно с ее помощью датчики могут обрабатывать и передавать информацию. Такую сеть для умных устройств в ямальских городах впервые запустила МТС. «К такой сети могут подключаться одновременно десятки тысяч устройств. А умные устройства, датчики и счетчики с SIM-картами МТС в сети NB-IoT могут работать без перебоев в сложных условиях прохождения сигнала до 10 лет без дополнительной подзарядки батареи. Как раз в таких местах обычно устанавливают счетчики – например, в подвалах, в закрытых коробах в подъездах», – отмечает директор МТС в ЯНАО Евгений Варывдин. О положительном опыте внедрения IoT говорят и сами управленцы из сферы ЖКХ. Так, эксперт из Ноябрьска уверен: интеллектуальные системы необходимы быстро растущему и развивающемуся Ямалу. «Внедрение современных IoT-решений – очень перспективное направление в сфере ЖКХ в округе. Это оптимизирует работу службы, которая занимается снятием и передачей данных с приборов учета. Вместо того, чтобы обходить дома и в ручном режиме снимать показания, с помощью интеллектуальных систем эту работу можно оптимизировать и вывести на одно рабочее место, контролируя рабочий процесс дистанционно. Для Ямала умные счетчики очень актуальны: дома все больше оборудуются современными приборами учета, а в новостройках, как правило, устанавливаются сразу. Видя, какими темпами растет Ямал, можно говорить о том, что использование IoT в ЖКХ будет востребованным для региона направлением», – рассказал замдиректора РЖК Дмитрий Поздеев. Действительно, инновации в сфере ЖКХ выгодны не только жителям, но и УК и ТСЖ. Они помогают выявить незаконные врезки и ограничить поставку ресурсов должникам. А еще позволяют проводить регулярный мониторинг технического состояния объектов. Это, в свою очередь, помогает предотвратить аварийные ситуации. «Я бы даже сказал, что отказ от внедрения решений интернета вещей может быть чреват для предприятий убытками. Простой пример: о протечке становится известным, когда масштаб аварийной ситуации начинает визуализироваться – как правило, на момент приезда бригады рабочих значительное количество ресурса будет реализовано не по прямому назначению. В то время, как умный датчик сообщил о протечке мгновенно, что позволило бы избежать нерационального расхода ресурса», – говорит Евгений Варывдин. Подобные технологии широко используются в других регионах. Так, в столице Мосводоканал использует автоматизированную информационную систему для поиска повреждённых участков водопровода. Она позволила более эффективно выявлять место неисправности: если раньше система определяла местоположение утечки с точностью до микрорайона, то теперь площадь его локализации составляет не более 3 кв. м. Время поиска прорыва также сократилось — с 20 до 5 минут. Нередко аварию удается не просто устранить, а предотвратить, удаленно перекрыв вентили еще до появления большой течи..