Встали у руля: вспоминаем, кто и как руководил ГАЗом с начала 2000-х
Встали у руля: вспоминаем, кто и как руководил ГАЗом с начала 2000-хСегодня мы завершаем серию публикаций об истории нижегородского автопрома в рамках нашей рубрики к 800-летию Нижнего Новгорода. Основываясь на статьях в федеральных СМИ, мы уже рассказывали о том, как на ГАЗе экспериментировали с модельным рядом, искали зарубежных партнёров и выходили на мировые рынки. Заключительная серия посвящена кадровой политике нижегородского автогиганта и тому, что за этим стояло. Шведский стиль Алексей Баранцев стал третьим директором ГАЗа с того момента, как завод перешёл под контроль компании Олега Дерипаски «Базовый элемент». Баранцев руководил автозаводом в течение трёх лет – с 2002 по 2005 годы. С 2005-го по 2009-й сведений о руководителях завода найти не удалось, а потом у руля нижегородского автогиганта оказался иностранец Бу Андерссон. «В 2009 году глава холдинга «Русские машины» Олег Дерипаска предложил Андерссону возглавить ГАЗ, и швед согласился. … ГАЗ достался Андерссону с убытками – около 10 млрд рублей». «Шведский топ-менеджер полностью сфокусировал работу ГАЗа на выпуске грузовиков и коммерческих автомобилей, тогда как выпуск собственных легковых автомобилей был полностью свёрнут. Андерссон предложил массу модификаций для «Газели», закрыл проект Siber… Он также провёл множество реформ с дилерской сетью. Вскоре после назначения швед решился на масштабные сокращения: своих мест в общей сложности лишились около 50 тысяч человек, в том числе 56% всего управленческого аппарата и около 35% рабочих» («Газета», 5.11.2013). Видимо, в связи с этим в январе 2013 года была осуществлена акция активистов одной из оппозиционных партий на территории Горьковского автозавода. Около 20 активистов захватили административный корпус ГАЗа «в знак протеста против планов владельца предприятия Олега Дерипаски уволить с предприятия 40 тысяч человек. … Поводом для акции стало декабрьское выступление главы компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски в американском Фонде Карнеги» («Коммерсантъ», 26.01.2006).В 2013 году «Шведский автомобильный менеджер Бу Андерссон утверждён на посту главы АвтоВАЗа»(«Газета» 5.11.2013). «От него ждали больших успехов, но через два с половиной года он был снят с поста директора АвтоВАЗа, который под его управлением оказался на грани катастрофы» («Ведомости», 14.03.2016). Выехать из кризиса После Инге Бу Андерссона полномочия генерального директора исполнял президент «Группы ГАЗ» Вадим Николаевич Сорокин, которого в текущем году сменил Александр Васильевич Золотарёв. «Генеральным директором «Группы ГАЗ» назначен Александр Золотарёв. … Это новая должность, которая введена в связи с необходимостью расширить операционное управление в кризисный период. Вадим Сорокин, в свою очередь, продолжит занимать пост президента группы» («Ведомости», 31.03.2020). Это сообщение показывает, что делаются попытки усилить руководство «Группы ГАЗ» в связи с кризисной ситуацией. На это обстоятельство указывает и то, что «корпоративные изменения позволят президенту ООО УК «Группа ГАЗ» Вадиму Николаевичу Сорокину сосредоточиться на ключевых стратегических задачах, которые включают сохранение конкурентоспособности группы в сегодняшней нестабильной ситуации и продолжение реализации проектов развития компании на долгосрочную перспективу», – сказал представитель компании» (Finanz.ru, 31.03.2020). Но очевидно, что кризисная ситуация связана в основном не с коронавирусной пандемией. «Олег Дерипаска, владеющий контрольным пакетом акций «Группы ГАЗ» (65,56%), заявлял о возможном банкротстве и национализации компании из-за санкций США. Бизнесмен уверен, что, если санкции вступят в силу, у группы нет шансов выжить, так как многие поставщики и партнёры уже прекратили работу с заводом из-за риска вторичных санкций. Ранее Минфин США в очередной раз отсрочил введение санкций против «Группы ГАЗ». (Finanz.ru, 31.03.2020). Все материалы Александра Иудина можно найти, перейдя по ссылке.