Человек vs ИИ: какой HR нужен компании
Только за первый квартал 2019 года в мире было привлечено на 64% больше инвестиций, чем за весь 2017 год — рынок растет, увеличивается и количество HR-ов в компаниях. Нужно ли организациям столько специалистов в действительности и можно ли сократить число HR-ов в компании, рассказывает Сергей Сотников, CEO сервиса «Формат мышления». В последнее время HR-специалистами стали себя называть многие: менеджеры по персоналу, рекрутеры, специалисты по оплате труда (кадровики), бизнес-тренеры, психологи, коучи и даже такие ребята как мы — работающие на стыке нейронаук и программирования. У каждой компании своя архитектура, и никто кроме CEO не может сказать экспертно, сколько HR-ов нужно на самом деле. Все зависит от размеров и запросов конкретной организации. HR, по нашему мнению, как врач. А теперь скажите, сколько врачей нужно компании? Чтобы ответить на этот вопрос, оттолкнемся от навыков, которыми должен обладать хороший HR. В первую очередь, ему важно обладать гибкими навыками психолога. В современном мире должность специалиста по человеческим ресурсам может быть представлена как вторым человеком в компании, так и легко заменяться агентством на аутсорсе. Дело в том, что у каждого генерального директора свое понимание функций HR. Для одних это кадровый отдел, выполняющий сугубо бумажную и юридическую работу, а для других — бизнес-психолог с функцией коуча и архитектора. На сегодняшний день, конечно, вся бумажная работа по найму и контролю исполнения договоров должна лежать на юридическом отделе, тогда как коммуникационная часть, связанная с определением софт и хард скиллов, архитектуры компании — на HR отделе. И если оптимизация связана с переносом или автоматизацией юридических функций, то это однозначно реально и только пойдет на пользу компании. Кадровый отдел — это не только устаревшее понятие, но и устаревший функционал. Да и вообще, любая оптимизация должна начинаться, как и создание любого дела, с определения ценностей компании. Для этого CEO должен ответить себе на два вопроса: какие функции он возлагает на HR и зачем. Часть механических функций можно также переложить на чат-боты. Несомненно, будущее — за ними и тестированием на основе нейросетей. Они как базовый инструментарий способны заменить первичный анализ кандидата при формировании команды и выявить коммуникационные «дыры» в уже имеющейся структуре. Мало того, введение виртуального сотрудника добавляет элемент игры в команду. Нейросети могут общаться с вами в чате, проводить тесты, а если заговорят через видео, то это уже совершенно другой уровень. Впрочем, пока никто не заменит человека как конечного потребителя в оценке человеческих же ресурсов. Не нейросеть нанимает сотрудников, а люди. Сколько это еще продлится, пока невозможно предсказать. Сейчас в VUCA-мире все очень многослойно и даже в одном маленьком городе в России могут существовать и серверы виртуального офиса иностранной корпорации, и классический нефтяной или строительный девелопмент, в котором только начинают использовать искусственный интеллект. Кроме чат-ботов на рынке аналитики человеческих ресурсов есть масса других продуктов: корпоративные игры, тестирования, образовательные практики на основе ИИ, трекеры привычек и, в конце концов, инвазивное чипирование, о котором сейчас так часто говорят. В ближайшем будущем многие люди будут усиливать свой организм разными устройствами, которые будут расширять их функционал, а значит и помогать браться за ту работу, которой они раньше по той или иной причине не могли заняться, но очень хотели. Будущее не остановить и то, что некоторые пока не пользуются тем, что улучшает их бизнес процессы — это дело времени. В том числе и для HR-специалистов. И, конечно же, важнейшими инструментами станут программы, позволяющие работать с большими данными, их чтением и анализом. Представляете, какой штат требуется для того чтобы проанализировать такую компанию как «Газпром» и сколько времени на это уйдет. А сейчас команда из 10 человек при должных ресурсах сможет воспроизвести всю ее человеческую архитектуру и сделать анализ меньше чем за год. Подробный анализ их человеческих ресурсов с использованием искусственного интеллекта обошелся бы им около 3 млн долларов, и дополнительно принес бы миллиардные прибыли. Неизбежно возникает предположение, что HR-программы можно «обвести вокруг пальца». Проходя тест, соискатель может отвечать, что у него есть навыки, которыми в действительности он не обладает. У живого HR-а есть понимание психологии человека, и он может увидеть, что на самом деле кроется за хвалебным рассказом о личных качествах и компетенциях. Однако к роботу или тесту на основе искусственного интеллекта недобросовестный соискатель часто относится несерьезно и не понимает, что за информацию робот берет из группы стимулов, которые он видит как текстовые вопросы или вообще набор бессмысленных картинок. Кроме того, не за горами то время, когда вместе с вопросами на собеседовании будут оцениваться физические показатели, которые выдадут ложь. Например, можно включить в набор опций считывание пульса по видео интервью. Внедрение высоких технологий и искусственного интеллекта в процесс рекрутмента станет распространенным в ближайшие два года. 50% рекрутеров собираются полностью перейти на роботов в течение 5 лет, 20% — уже используют технологии искусственного интеллекта, а 48% инвестиций за III квартал 2019 года уже вложено в обучение сотрудников — human capital management. Как вы думаете, ведется оценка этого капитала? Все верно — через определение софт скиллс и коммуникаций внутри команды. Классические сайты по подбору специалистов теряют аудиторию. Мы, например, не ищем соискателей на hh.ru, а пользуемся закрытыми чатами и сообществами специалистов в социальных сетях. Чтобы попасть туда, мы сами проходим тщательный отбор. Выигрывают те, кто может предложить больше, чем простой поиск вакансий. Темпы роста HR Tech-рынка в России гораздо быстрее из-за его низкой базы. Российский рынок HR Tech в 2018 году составил $39 млн, а в 2019 году уже $150 млн. Как вы думаете, что сейчас происходит с рынком? Спрос на технологии автоматизированного подбора персонала в России составляет 16 млрд руб. в год, а удовлетворяется этот спрос примерно на 1 млрд руб. Фото Pixabay