Готовь сани летом и систему отопления - тоже
Конечно, любой потребитель хочет заплатить за товар поменьше, а поставщик - продать подороже. Поскольку тепло мы не можем покупать, как помидоры или колбасу - где посвежее и подешевле, а можем получать только от того поставщика, чья труба подходит к дому, то государство является здесь арбитром. В силу требований федерального законодательства (ст. 157 ЖК РФ) тарифы на эти услуги определяет не поставщик услуг, как, например, жилищные услуги - управляющая компания и жильцы дома, а специально уполномоченный государственный орган - Региональная энергетическая комиссия (РЭК). Она есть в каждом регионе, а не только в Омской области (просто у других она более грамотно называется - типа «по ценам и тарифам», но у нас так исторически сложилось, поскольку первые тарифы РЭК как раз были на тепло и электроэнергию). Спорное постановление С 2010 года законодательство дополнено ещё одним очень спорным постановлением Правительства РФ (сейчас это постановление № 400), согласно которому для каждой республики, области, края на каждый год устанавливаются так называемые предельные нормативы повышения платы на коммунальные услуги с 1 июля в процентах к прошлому году. Почему пишу спорное - поскольку считаю, что оно принято очень некомпетентными или очень нечестными людьми, вроде как формально защищает права потребителей, а на самом деле - пустая бумажка. Во-первых, никогда не понимал, по какому принципу определяется процент роста тарифов для каждого региона. Вот почему Омская область является в 2020 году одним из пяти регионов России, где самое большое повышение - пять процентов: у нас что - самые высокие зарплаты или самый высокий уровень жизни? Во-вторых, даже этот максимальный индекс легко обойти. Можно обойти решением депутатов местного органа власти, можно обойти путём того, что процент средний по региону: и за взятку или просто за хорошие отношения можно, например, на воду дать повышение три процента, а на электроэнергию - семь процентов, и в сумме будет законных пять процентов. Существует ещё много лазеек, которые не есть тема сегодняшней публикации. Достаточно упомянуть последнее надувательство: когда НДС подняли - так и дополнительно всё равно подняли тарифы. Не смотрели на всякие там свои же постановления и индексы. Льготные тарифы не для всех Наша область отличается тем, что РЭК после ухода Олега Голубева (бывший руководитель этого ведомства - ред.) стала вновь работать так, как работала до этого - скрытно от общественности и нечестно по отношению к населению. Вот какой подарок к дню голосования по Конституции преподнесли нам чиновники этого органа - существенное повышение тарифов на тепловую энергию и горячую воду для жителей областного центра. Суть вопроса в следующем. Одной из возможностей обойти официальный предельный индекс повышения тарифов на коммунальные услуги является введение так называемого льготного тарифа - это когда поставщик услуг доказал, что повышение должно быть больше положенного индекса. Для всех подчёркиваю - не для какой-то категории ветеранов и т. п. - для всех потребителей вводится так называемый льготный тариф, а разница между предельным индексом (то, что пишется в квитанции и платят жильцы) и фактическим тарифом компенсируется бюджетом. Так бывает ежегодно, просто это широко не обсуждалось. Да и зачем это простым людям - раз не вышли за пределы индекса, в квитанциях этой цифры нет. Просто разница доплачивается из бюджета Омской области. Но в этом году областные чиновники, уж не знаю, кто там лично, додумались сэкономить областной бюджет за наш счёт, а реализовала прекрасную задумку РЭК Омской области. Вот если будет по Омской области плохой результат по сравнению с соседними регионами - можно будет сказать «большое спасибо» руководителю РЭК Омской области Людмиле Вичкуткиной и её заместителю Андрею Меньшикову. Да, вы не ошиблись. Кто в теме - это тот самый господин Меньшиков, который в суде пытался назвать чёрное белым - отстоять незаконные нормативы ОДН по горячей и холодной воде в 2012-2013 годах. Тогда в итоге незаконные нормативы отменили. Они просто тихо с 1 июля отменили льготные тарифы по отоплению и горячему водоснабжению по основным поставщикам услуг в областном центре - АО «ОмскРТС» и МП «Тепловая компания». В результате вместо положенных максимально пяти процентов фактический рост расходов на тепловую энергию для абсолютного числа омичей будет 6,4-8,4 процента. Причём в чём тут хитрость: ведь не все читают «Ваш ОРЕОЛ», официальные средства массовой информации этого не напечатают. Получаете вы квитанции за июль - а там лишняя прибавка. Отгадайте с одного раза - кого обвинят потребители: правильно, поставщика ресурса. А он-то ни при чём. АО «ОмскРТС» ни на копейку свои тарифы на тепло и горячую воду не поднимает. Чиновники затаились в кабинетах и надеялись - никто не догадается. Вот что написала по итогам принятия льготных тарифов на второе полугодие пресс-служба РЭК Омской области на своем сайте: «Количество льготных тарифов и суммы компенсаций существенно выросли по сравнению с 2018 годом. На рост экономически обоснованных тарифов влияют увеличение стоимости энергоносителей (в том числе топочного мазута), наличие перекрёстного субсидирования в сфере электроэнергетики, увеличение ставки налога на добавленную стоимость, ставки минимального размера оплаты труда. Так, в 2018 году установлено 118 льготных тарифов. На 2019 год установлено 205 льготных тарифов. На 2020 год утверждено около 300 льготных тарифов». У незнающего человека даже слеза наворачивается: вот как заботятся чиновники об омичах - с каждым годом количество льготных тарифов возрастает. Спросите: в чём тут хитрость чиновников РЭК? А вот в чём. Кто захочет, посмотрите материал их пресс-службы о принятии льготных тарифов полностью. Там приведены примеры нескольких льготных тарифов, в частности, по теплу указаны сёла Желанное и Алексеевка: «Жители Желанновского сельского поселения Омского района (поставщик тепла - котельная № 9 МУП «Тепловик») с 1 июля 2020 года будут оплачивать тепловую энергию по льготному тарифу 2030,48 руб./Гкал, который составляет 66 процентов от экономически обоснованного (3105,60 руб./Гкал) В Любинском районе (поставщик тепла - ООО «Алексеевское ЖКХ) жители Алексеевского сельского поселения, которых отапливает котельная № 1, будут оплачивать тепловую энергию по стоимости 3462,39 руб./Гкал - это 67 процентов от экономически обоснованного тарифа». И это действительно так. А хитрость самая простая: в этом самом селе, ни в коей мере не обижая наших сельских читателей, не наберётся потребителей, сколько в одном девятиэтажном доме. Вроде и красиво отчитались за 300 льготных тарифов, а на поверку - пустышка, основной громадной массе потребителей льготные тарифы отменили. Вот как это выглядит в форме таблицы. Нерешённый вопрос Также неудовлетворительно обстоят дела с возвращением оплаты за тепло по факту в домах с общедомовыми приборами учёта. Напомню, что при уходе предыдущего губернатора Виктора Назарова прежнее руководство Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) вдруг оштрафовало АО «ОмскРТС» за применение честного расчёта по приборам учёта (а не по непонятной людям 1/12 доле прошлого года, как сейчас). Соответственно, «ОмскРТС» отказалось продолжать такой расчёт. Теперь новое руководство ГЖИ согласно, что данная форма расчёта справедлива, но не было письма нового губернатора. В октябре 2019 года на рабочей встрече Александр Бурков дал добро на восстановление справедливой схемы расчёта по прибору учёта и поручил это министру энергетики Вадиму Марыгину, который направил в АО «ТГК-11» соответствующее письмо (напомню, АО «ОмскРТС» подчиняется ТГК-11). Но за это время сменился гендиректор АО «ТГК-11», и новый руководитель Владислав Полочанский ответил отказом под надуманными предлогами: или уровень письма не устроил - мол, что не губернатор, или не понял вопроса. Можно лишь выразить сожаление, что руководитель так относится к потребителям своих услуг. А можно и обсудить в публичной плоскости эти вопросы. Но пока мы не будем их задавать, а сходим на приём - посмотрим на результат.