Е.Маркова: «Сейчас планировать надо краткосрочно, а действовать решительно»
С 8 по 15 июня на специально созданной онлайн-площадке состоялся первый виртуальный рынок российского контента Key Buyers Event: Digital Edition, организованный компанией «Роскино» при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Москвы, а с 22 по 26 июня «Роскино» представит российскую киноиндустрию на Каннском кинорынке Marché du Film в формате онлайн. В эксклюзивном интервью корреспонденту ИА REGNUM генеральный директор компании Евгения Маркова рассказала о необходимости проведения российского рынка, поделилась планами и надеждами на будущее. Алёна Сычёва: Если сформулировать совсем коротко: каковы цели и задачи вашей компании? Евгения Маркова: «Роскино» — индустриальная организация, которая способствует развитию отрасли на международных рынках, помогает выстраивать отношения с зарубежными партнерами как при создании фильма, так и при его продвижении. Это работа строится не от рынка к рынку, это постоянная равномерная ежедневная рутина, причем по разным направлениям: аналитика, консультирование как российских коллег по возможностям зарубежного рынка, так и международных партнеров — по национальной индустрии, выстраивание отношений с международной прессой. Мероприятия, конечно, нужны для привлечения внимания, но они не являются самоцелью. И сейчас на Key Buyers Event для нас было важно сделать витрину русского контента, талантов, продюсеров, фильмов; витрину, которая будет работать постоянно. Есть разные форматы, позволяющие достигать результата, и онлайн рынок стал одним из них. Алёна Сычёва: Если говорить о результативности, то, как вы оцениваете эффект от нынешнего, цифрового рынка Key Buyers Event по сравнению с первым, состоявшимся с 25 по 27 октября 2019 в Москве? Евгения Маркова: Российское представительство на рынке выросло и качественно, и количественно. В октябре 2019 у нас было 50 российских участников от 30 компаний, в этом году — 120 русских компаний. В прошлом году мы представили 119 проектов, а в этом — 300. К тому же добавили документальное кино и сериалы. Мы сделали новую секцию копродукции, собрали большую деловую программу, на которую и намека не было на прошлом мероприятии. На первый KBE мы привезли 50 зарубежных участников от 42 компаний из 25 стран, а на онлайн-рынок аккредитовалось более 1400 участников, из которых около 600 — представители международных компаний из 70 стран мира. Так что выросло количество, качество, охват стран, состав участников и зарубежной прессы, которую в таком объеме мы не смогли бы привезти в Москву. Алёна Сычёва: Добиться этого, очевидно, был непросто, тем более в такие жесткие сроки, в которые готовился рынок. Почему и как вы решили провести Key Buyers Event именно сейчас и в таком формате? Почему бы было не подготовиться к нему спокойно и организовать традиционное офлайн мероприятие осенью или зимой? Евгения Маркова: В тот момент, когда мы начинали готовить Key Buyers Event, никто не понимал (если честно, и сейчас не понимает до конца), в чем, собственно, суть этой пандемии, и как долго она продлится. Я не очень понимаю, как можно планировать что-то даже на конец года. В сложившейся ситуации планировать надо краткосрочно, а действовать решительно и быстро. Мы увидели для российского рынка возможность: пока люди по всему миру заперты в своих домах, все могут собраться онлайн в одно время и на одной площадке, не выходя из дома — не нужно покупать билеты, преодолевать большое расстояние, закладывать неделю на поездку… Вместе с тем, «хвост» продаж, который остался от AFM и Берлинского рынка закончился, пришло время нового этапа переговоров, что подсказывала сама хронология событий: у всех международных участников в планах на конец мая стоят Канны. И все переговоры, сделки, проекты готовятся к этому моменту. Мы понимали, что будет очень тяжело, в первую очередь для нас как для организаторов. Конечно, было непросто и нашим участникам, потому что мы просили предоставлять всё в кратчайшие сроки (и они все присылали вовремя, за что им большое спасибо). Вместе с тем, мы были уверены в правильно выбранных датах: удалось поймать буквально неделю до начала более активного онлайн-движения. Сейчас идет анимационный рынок MIFA, на следующей неделе начинается Каннский онлайн-рынок, а мы захватили финальный этап «пандемического спокойствия», когда можно было привлечь людей к экранам и спокойно показать им то, что у тебя есть. Кроме того, участие в KBE плавно подвело наших российских участников к Каннскому кинорынку, на котором, уже показав очень широко свой продукт, они смогут более точечно и целенаправленно проводить переговоры с теми, кто ими заинтересовался. Алёна Сычёва: Сейчас, действительно, одни онлайн-мероприятия сменяются другими, и пока непонятно, когда мы вернемся к традиционным встречам «глаза в глаза». Как Вы думаете, смогут ли в будущем виртуальные рынки конкурировать с офлайн-мероприятиями? Евгения Маркова: Я бы использовала слово «дополнять». Например, мы легко и просто пользуемся сайтом или приложением для заказа еды. Думаю, точно так же простым и понятным будет процесс подготовки к встречам с использованием инструментов онлайн-рынков. В принципе не даром же давно были созданы все профессиональные базы. Возможно, сейчас они должны структурироваться и стать более эффективными. Может быть, страновой принцип, который мы применили, будет интересен и широко применим. Онлайн-работа будет гармонично дополнять перерывы между рынками, даст возможность более спокойной подготовки и общения, поможет сделать процесс взаимодействия менее рваным. Алёна Сычёва: Но при этом ключевыми останутся традиционные офлайн-мероприятия? Евгения Маркова: Я очень хочу в это верить. Человеческий контакт, конечно же, важен. В нашем общении с партнёрами все чаще звучит слово «доверие». По какому принципу в первую очередь вы выбираете себе партнера? Первый и главный критерий — это доверие, некое интуитивное чувство, которое впоследствии подкрепляется опытом. Ты просто понимаешь, что можешь с этим человеком работать. Конечно, личные встречи невероятно важны для выстраивания индивидуальных контактов, доверия, долгосрочных отношений, но как инструмент взаимодействия онлайн формат показал себя вполне жизнеспособным. Он просто будет немножко оттягивать системную рабочую коммуникацию на себя, а приятные личные встречи и спонтанные партнерства останутся для Канн и других прекрасных рынков и кинофестивалей.