Ловушка и головоломка - Пока пандемия коронавируса продолжается, вернуться к нормальной жизни невозможно
Проблема заключается в том, что значительная часть денег направляется непосредственно в «финансовую подушку», что приводит к увеличению «чрезвычайных» балансов. Ситуация похожа на ловушку ликвидности, которая так волновала Джона Мейнарда Кейнса во время Великой депрессии. Текущие меры стимулирования по понятным причинам вводились на скорую руку - почти в панике - для сдерживания экономических последствий пандемии. И хотя такой подход не был ни целенаправленным, ни точным, многие комментаторы утверждали, что это единственный вариант. Без масштабной инъекции ликвидности, вероятно, последовала бы череда банкротств и масштабные потери организационного капитала. При этом восстановление потребовало бы куда больше времени. Но теперь ясно, что пандемия коронавируса продлится намного дольше, чем несколько недель, как первоначально предполагалось, когда вводились чрезвычайные меры. Это означает, что все программы должны пройти переоценку, с учетом долгосрочной перспективы. В периоды глубокой неопределенности предупредительные сбережения обычно растут, поскольку домашние хозяйства и предприятия держатся за наличность, опасаясь того, что ждет их впереди. Нынешний кризис не является исключением. Большая часть денег, которые домохозяйства и предприятия получают в виде стимулов, вероятно, не будут «работать», осев на их банковских счетах из-за опасений по поводу будущего. В то же время у банков, вероятно, скопится избыточная ликвидность из-за нехватки кредитоспособных заемщиков, желающих брать новые кредиты. Неудивительно, что избыточные резервы, хранящиеся в депозитарных учреждениях США, с февраля по апрель почти удвоились - с $1,5 трлн до $2,9 трлн. Для сравнения, избыточные резервы в банках во время Великой рецессии достигли всего $1 трлн. Такое значительное увеличение банковских резервов свидетельствует о том, что проводимая до сих пор политика стимулирования имела низкий мультипликативный эффект. Очевидно, один лишь банковский кредит не выведет мир из нынешнего экономического тупика. Что еще хуже, текущий избыток ликвидности может повлечь за собой большие социальные издержки. Помимо стандартных опасений по поводу долга и инфляции есть и веские основания для беспокойства о том, что избыток денежной массы, скопившийся в банках, будет использован для финансовых спекуляций. Фондовые рынки уже нестабильны, и эта волатильность может в свою очередь усугубить растущую неопределенность, что будет препятствовать как потреблению, так и инвестициям, необходимым для стимулирования восстановления. В этом случае мир столкнется с ловушкой и головоломкой ликвидности: резкое увеличение предложения денег и ограниченное использование их домашними хозяйствами и предприятиями. Хорошо продуманные меры стимулирования могут помочь, когда Covid-19 будет взят под контроль. Но пока пандемия продолжается, вернуться к нормальной жизни невозможно. Таким образом ключевым на сегодняшний день моментом является снижение риска и увеличение стимулов для расходования средств. Пока фирмы обеспокоены перспективами экономики и в ближайшее время не будут инвестировать, тем самым задерживая восстановление. Только государство может разорвать этот порочный круг. Правительства должны взять на себя ответственность, предложив страховку от сегодняшних рисков. Одним из вариантов может стать обещание компенсации в случае, если экономика не восстановится к определенному моменту времени. Для этого уже существует модель: «Ценные бумаги Эрроу-Дебре» (названы в честь экономистов-лауреатов Нобелевской премии Кеннета Эрроу и Жерара Дебре), которые подлежат оплате при определенных заранее условиях. Например, правительство может гарантировать, что если домохозяйство купит автомобиль сегодня, а ситуация не улучшится через шесть месяцев, выплаты по кредиту будут приостановлены. Аналогичным образом условные доходы и ссуды могут быть использованы для стимулирования покупки широкого спектра потребительских товаров длительного пользования, включая жилье. Аналогичные положения могут применяться к реальным инвестициям частного сектора. Правительствам также следует рассмотреть возможность выдачи расходных ваучеров для стимулирования потребления домашних хозяйств. Это уже происходит в Китае, где местные органы власти в 50 городах выпускают цифровые купоны, которые можно использовать для покупки различных товаров и услуг в течение определенного периода времени. Срок годности делает их мощными стимулами потребления и совокупного спроса в краткосрочной перспективе - когда это необходимо больше всего. Поскольку пандемия может продолжаться гораздо дольше, чем предполагалось изначально, потребуется еще больше стимулов. Хотя, например, Соединенные Штаты уже потратили $3 триллиона долларов на различные формы помощи, но эти деньги просто продлят жизнь многих предприятий на несколько месяцев, а не обеспечат им спасение. Один из подходов, который работал в нескольких странах, заключается в оказании помощи фирмам при условии, что они не будут сокращать штат, снизят зарплаты и другие расходы лишь пропорционально снижению выручки предприятия. В США законодатели уже представили аналогичный законопроект. Плохо разработанные программы стимулирования не только неэффективны, но и потенциально опасны. Ошибки при разработке политики могут способствовать росту неравенства, нестабильности и подрыву политической поддержки правительства именно тогда, когда это необходимо, чтобы предотвратить скатывание экономики в длительную рецессию. К счастью, есть альтернативы. Но смогут ли правительства их использовать, пока неизвестно.