«Останутся только самые сильные» — как эпидемия изменит российский АПК?
Несмотря на то, что недавняя девальвация рубля создала определённые возможности для расширения экспорта в некоторых сельскохозяйственных отраслях, в целом многие отрасли испытают необратимые последствия из-за эпидемии коронавируса. Особенно ярко такая ситуация проявляется в сегменте фруктов и овобщей. Об этом 7 мая корреспонденту заявил генеральный директор ТД «Мое Лето» Вагиф Бикулов. «Тепличная продукция в той или иной степени зависит от импорта. В связи с этим себестоимость не снизится, а, наоборот, незначительно повысится. Один из основных факторов, который повлиял на повышение себестоимости — это дополнительные затраты на электроэнергию, которая подорожала на 20%», — заявил Бикулов. «Кроме того, на себестоимости отражаются дорогостоящие мероприятия по профилактике распространения коронавирусной инфекции: регулярная дезинфекция сортировочных цехов и транспорта покупка защитных масок и перчаток для персонала», — продолжил он. Помимо этого, большинство производителей пострадали из-за волатильности цен и непредсказуемости выборки объёмов. До пандемии от 30 до 40% реализации приходилось на так называемый традиционный канал, в который входят продуктовые рынки, мелкооптовые продажи и сегмент HoReCa (гостинично-ресторанного бизнеса). «Из-за коронавируса многие рестораны были вынуждены приостановить свою деятельность, что значительно повлияло на спрос овощной продукции. Кроме того, во многих регионах плодоовощные рынки либо уже закрыты, либо находятся под угрозой закрытия. В связи с этим было решено значительно сократить объёмы складских остатков и закупки», — пояснил Бикулов. Другие проблема заключается в том, что на многих распределительных центрах сетевых магазинов образовались очереди, из-за чего создаётся дефицит транспорта у компаний. В условиях пандемии из-за дополнительных мер безопасности значительно осложнилась и ситуация с выходом на работу сотрудников. «На производстве не хватает людей и заказы могут отгружаться не вовремя. Кроме того, сейчас ощущается трудности у компаний, которые оказывают услуги нам по уходу за растениями из-за нехватки сезонного персонала, привлекавшегося в ближнем зарубежье и других регионах», — отметил генеральный директор ТД «Мое Лето». По его мнению, одним из драйверов роста в отрасли может стать выход отечественной продукции на зарубежные рынки, однако сильно рассчитывать на этот фактор не приходится, поскольку у России в связи с этим нет какого-либо уникального преимущества. «Надо учитывать, что кризис сказался и на зарубежных производителях овощей, которые сейчас готовы продавать продукцию дешевле, чем до пандемии. Импорт тем временем не сократился и конкуренция внутри российского рынка остаётся на прежнем уровне», — добавил эксперт. «Вероятнее всего, сейчас ускорится процесс консолидации, и на рынке останутся только самые сильные игроки с наиболее эффективными техническими процессами. Кризис нанёс значительный ущерб тепличной отрасли в России и без должных мер со стороны всех участников рынка нанесёт непоправимый ущерб продовольственной безопасности страны, агропромышленным предприятиям, а также для всех, кто связан с этой отраслью», — заключил Бикулов.