Войти в почту

А нам кто поможет? Кризис в Крыму чуть не добил трамвайное депо

СИМФЕРОПОЛЬ, 1 май – РИА Новости Крым. Пока правительство республики пытается осознать размер причиненного коронавирусом ущерба и объяснить предприятиям, кто на какие меры поддержки может претендовать, сотрудники уникального трамвайного управления в Евпатории вынуждены от отчаяния просить помощи у президента. С какими сложностями столкнулась единственная в Крыму трамвайная линия, выяснил корреспондент РИА Новости Крым. Голод до Кремля доведет 27 марта, спустя десять дней на самоизоляции, крымчане начали понемногу осознавать, что история с отсутствием работы рискует затянуться на долгое время, и в это время надо на что-то жить. В эти же дни члены первичной профсоюзной организации МУП "Трамвайное управление имени И.А. Пятецкого", отчаявшись найти решение своих проблем на уровне региона, отправили обращение на портал президента России (копия обращения имеется в распоряжении РИА Новости Крым). В обращении коллектив заявил, что зарплату они не получают уже два месяца. Люди, для которых работа в трамвайном депо является единственным источником денег, остались без средств к существованию. "Жить в условиях, которые в настоящий момент сложились на предприятии, невозможно, из-за неверия многие не просто покидают профсоюз, начались массовые подачи заявлений на увольнение. Настоящий кризис возник не сразу, мы ведем переписку об ухудшении финансового положения уже с ноября 2019 года (на уровне Крыма, города Евпатория), реакции до сих пор нет", - говорится в обращении. По данным профсоюзной ячейки предприятия, в конце марта у трамвайного управления были долги по всем направлениям: больше 2,8 миллиона рублей – по зарплатам за два месяца без учета страховых отчислений, больше 700 тысяч – за электроэнергию и ещё почти столько же – по налогам и социальным отчислениям. "Учитывая предстоящие расходы за март 2020 года, убыток предприятия составляет 9,4 млн рублей, - подвели итог в профсоюзной ячейке. – Все по телевидению, в интернете, по соцсетям рассказывают о поддержке малого и среднего бизнеса, выделяются баснословные деньги. Кто-нибудь задумался не о частном бизнесе?". Вместо помощи – проверка Вскоре после обращения на предприятие с проверкой заявилась прокуратура. Как пояснила председатель Крымской республиканской организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Нина Лящук, это произошло после выезда на предприятие лично главы республики Сергея Аксенова. По его же поручению прошла и прокурорская проверка. "Нарушений не выявили. И вдруг мы узнаем, что коллектив с профсоюзом подписал без нас большое письмо на администрацию президента. Я не могу выяснить, почему. Решений никаких нам не говорят. Мы обращались в минтранс РФ и уже получили ответ, в нем говорится о мерах, которые будут предприняты в будущем. Но для этого нужно внести определенные изменения в законодательство", - пояснила РИА Новости Крым Нина Лящук. Посыл профсоюза очевиден: любые законодательные изменения – это долго. Людям – а в настоящее время на предприятии работает 153 человека – нужно что-то есть уже сегодня. При этом в письме председателя Евпаторийской городской профсоюзной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, адресованном зампрокурора города (копия есть в распоряжении редакции), также говорится, что на момент проверки задолженность по зарплате отсутствует, зарплату за февраль и март 2020 года коллектив получил в полном объеме. Однако, подчеркнули в городском профсоюзе, выплата зарплаты финансовых трудностей трамвайного управления не решила. "Сложная финансовая ситуация на предприятии остается, - отмечается в письме. – Она обусловлена тем, что субсидия, которую должно получать предприятие как возмещение в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному (бесплатному) проезду отдельных категорий граждан городским электротранспортом, на данный момент приостановлена. Данная ситуация возникла с сентября и продолжается по сегодняшний день". Достопримечательность по неудобному тарифу Ясность в запутанную историю с зарплатами внес директор предприятия. По словам Владимира Клещенка, по состоянию на начало апреля все долги по зарплате перед сотрудниками были, действительно, погашены, но этого удалось добиться только после того, как глава республики "в ручном режиме" урегулировал ситуацию. "Мы ежедневно распределяли выручку от платных пассажиров и выдавали адресно каждому работнику. Все, что было, до копейки раздавали людям: мы прекратили платить налоги, у нас до сих пор долги. Поэтому некоторые люди, действительно, получили зарплату не вовремя", - рассказал РИА Новости Крым Клещенок. Но проблем, которые, тянутся еще с сентября 2019 года, вмешательство главы не решило. Их у трамвайного депо по-прежнему остается немало. Главная из них – низкий тариф на проезд. "Тариф, который нынче действует, 17 рублей, не соответствует реальным экономическим затратам нашего предприятия, - пояснил директор. – Ближайший трамвай к нам находится в Краснодаре. Затраты у нас одинаковые, уровень зарплат одинаковый, энергопотребление, подвижной состав и так далее. Так вот там тариф 26 рублей. Понимаете, какой разрыв?". При этом, как отметили в городском профсоюзе, евпаторийскому трамваю нет нужды гнаться за тарифами в соседнем Краснодаре: экономически обоснованный тариф для крымской трамвайной линии составляет 20,5 рубля. "Трамвайное управление еще в 2019 году подало в Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым тарифное дело, учитывая все расходы предприятия и уменьшение субсидии, - отмечается в письме городского профсоюза. – В настоящий момент тариф, учитывая механизм его установления, не отвечает реальному финансово-экономическому состоянию предприятия". Другой проблемой для трамвайного управления остаются субсидии, которые полагаются перевозчику за проезд льготных пассажиров. "У нас субсидия уменьшилась в пять раз по сравнению с 2018 годом: если мы в 2018 году при тарифе в 14 рублей получали компенсацию около 3 миллионов, то в 2019 году мы получали 500 тысяч. А фонд оплаты труда у нас 3,2 миллиона, - сравнил Клещенок. – Понятно, что летом мы какие-то деньги заработали. Но нас этой субсидией ужали, а все письма, обращения, ходатайства, которые мы писали, ни к чему не привели. Огромное спасибо Сергею Валерьевичу (Аксенов – прим.), благодаря ему мы получили недополученную прибыль от разницы в тарифах". Дальше снова неизвестность Сейчас трамвайное управление работает в сокращенном режиме: на работу выходят только ремонтники и администрация. Трамвай по городу не ходит, даром что транспорт. "Поверьте, это абсолютно правильное решение. Во-первых, самое главное – это жизнь и здоровье граждан. А транспорт – это основной очаг передачи инфекции. Помимо того, что у нас работают и ездят люди пенсионного возраста, у нас и объемы перевозок мизерные. В последний день работы трамвая мы перевезли меньше ста пассажиров. А чтобы предприятие работало, должны были выйти около ста человек. Зачем тратить электроэнергию и рисковать людьми?" - рассуждает Владимир Клещенок. Пока что предприятие хотя бы может оплатить простой своим работникам: для этого, как подтвердила глава муниципалитета Олеся Харитоненко, деньги в городском бюджете – 2,6 миллиона рублей – действительно нашлись. "Дальше пока непонятно, что будет, у нас и своего уже нет бюджета, но стараемся поддержать. То, что в наших силах мы стараемся делать, - пояснила Харитоненко РИА Новости Крым. – Трамвай был проблемным всю жизнь в городе, это убыточное предприятие. Но это наша фишка, мы ее сохраняем, как можем, потому что мы – единственный город в Крыму, где есть такое". А долги – по налогам, по электроэнергии, по страховым выплатам – никуда делись: сейчас речь идет о сумме более 4 миллионов рублей. Более того, предприятия электротранспорта, к которым относятся и трамвайные управления, не вошли в перечень утвержденных правительством отраслей, которые больше всего пострадали от коронавируса. А значит, оснований рассчитывать на ту поддержку, которая обещана другим, у евпаторийского трамвайного депо нет. "Основной тезис письма был – помочь предприятию, подойти комплексно, изменить ситуацию, чтобы не потерять единственный в Крыму трамвай, - возвращается Владимир Клещенок к обращению профсоюзной ячейки. – Мы боролись за это, пошли ва-банк, говорили об этом уже везде, не стесняясь. Только благодаря этому и получилось (получить деньги на зарплаты – прим.). Мы оказали, что хотим и умеем работать. Все нас поддерживают, все понимают. Но есть определённые моменты, в которых не всегда слушают перевозчика. Вот в этом вся проблема". Меры, о которых проинформировали трамвайное управление в Министерстве транспорта РФ (копия письма также есть в редакции), четко показывают, что адресная помощь электротранспорту будет предусмотрена по линии МАГЭТ – Международной ассоциации городского электротранспорта. Но речь идет о вторичных механизмах: упрощении заключения госконтрактов, смягчении требований к закупкам, полугодовой мораторий на обслуживание кредитных или лизинговых платежей и так далее. А все это нужно еще согласовать, и когда это произойдет, неизвестно. "Для нас наиболее предпочтительное мероприятие – пересмотр тарифа. Мы сделали расчеты, подали заявки, чтобы нам этот вопрос решили. Сейчас этот механизм обсуждается в руководстве республики, чтобы принять какие-то решения, - пояснил Владимир Клещенок. – Другой вариант – адресная помощь для предприятия. Мы просим только зарплату людям, больше ничего – это то, о чем говорил президент".

А нам кто поможет? Кризис в Крыму чуть не добил трамвайное депо
© РИА Новости Крым