Екатерина Вронская, iMARS: новая коммуникационная реальность. Как меняется PR
Директор по связям с общественностью маркетплейса "Спутник", пресс-секретарь коммуникационной группы iMARS Екатерина Вронская поделилась исследованием-прогнозом о будущем PR-индустрии. В апреле 2020 года PRWeek — одно из ведущих международных изданий в индустрии PR — опубликовало ежегодный аналитический отчет мирового коммуникационного рынка Agency Business Report 2020. Кроме традиционного рейтинга агентств, где iMARS Communications показало лучший результат среди российских компаний, его дополнило глобальное исследование отрасли, основными аспектами которого стали финансовые показатели и кадровая составляющая рынка. Рынок в цифрахВ прошлом году сумма всех заключенных за год контрактов американских компаний от PR- и коммуникационной деятельности рекордно увеличилась на 6%. Это превысило не только стабильные темпы роста выручки в 3% за аналогичный период во всем мире, но и увеличение выручки в США в 4%, зафиксированное в стране в 2018 году. Примерно к таким же показателям приблизился рост выручки американских компаний из топ-50 опубликованного PRWeek рейтинга. Он составил 5% или $5,137,900,121 в совокупности в денежном эквиваленте. При этом глобальный рост выручки коммуникационных агентств из топ-50 достиг 2%. Вероятно, на это также повлиял произошедший всплеск слияний компаний и поглощений одних агентств другими. Тенденция способствовала успешному развитию бизнеса и открытию новых сегментов для оказания коммуникационных услуг. КадрыАналитики PRWeek не могли также не отметить изменение количества сотрудников и увеличение выручки компаний на каждого в относительно благоприятном для отрасли прошедшем году. В индустрии PR в США специалистов в компаниях стало больше на 3%, хотя во всем остальном мире произошло незначительное сокращение кадров на 1%. Сотрудники являются не только важным, но и наиболее затратным активом организации. Отслеживание выручки на одного сотрудника (revenue per employee, RPE = выручка / эквивалентное количество штатных сотрудников) во времени дает менеджерам возможность оценки их способности повышения удельной производительности труда. Выручка компаний на одного специалиста увеличилась на 3% в США, составив $220,039, и на 4% во всем остальном мире ($183,004). В идеале каждая компания стремится к максимально возможному значению RPE, так как чем выше значение ключевого показателя эффективности, тем лучше компания использует свою рабочую силу. Проблема женского лидерства и «стеклянного потолка» на пути к управленческой позиции является одной из самых обсуждаемых. Вокруг этой темы всегда много спорных утверждений, часть из которых – изжившие себя стереотипы. Тем не менее, в коммуникациях начал постепенно устанавливаться и закрепляться принцип гендерного равенства. Сегодня под управлением женщин находятся 43,2% компаний и их представительств по всему миру. Особенно ярко это проявляется в международных агентствах. Среди таких, к примеру, Weber Shandwick, BCW, Golin, Hill+Knowlton. Хороший руководитель — понятие, зависящее не от гендера, а от набора компетенций и личных качеств, таких как способность мотивировать и вдохновлять других, принимать решения и нести за них ответственность, гибкость и открытость к инновациям, стратегическое мышление. Новая реальностьЗа несколько месяцев COVID-19 навсегда изменил мир, оказав влияние на все сферы современной жизни, от культуры и спорта до политики и бизнеса. Более 22 млн человек обратились за пособием по безработице, а все 50 штатов объявили о чрезвычайной ситуации впервые в истории США. Пандемия также не обошла стороной индустрию коммуникаций. Агентства вынуждены сокращать штат, приостанавливать некоторые проекты или откладывать кампании на неопределённый срок, искать новые пути решения. Для специалистов по связям с общественностью новые реалии включают в себя также работу из дома, ведение проектов с помощью мессенджеров, телефонных звонков и видеоконференций на платформах вроде Skype или Zoom в условиях минимального человеческого контакта. Теперь компании проделывают свою работу онлайн и зачастую 24/7, чтобы удовлетворить потребности клиентов. «Я не вижу уничтожение индустрии, но предвижу разрушение. Оно станет катализатором инноваций и перемен», — отметил генеральный директор Weber Shandwick Гейл Хейманн. Несмотря на то, что влияние пандемии на будущее коммуникационного бизнеса сейчас довольно трудно оценить, PR-индустрия продолжает свое существование в новых условиях и готовится к глобальным переменам в коммуникациях. Что хотят клиенты?Еще несколько лет назад представители агентств были для компаний руками, обладающими определенными навыками и выполняющими всю работу по продвижению. Сегодня же все изменилось — у клиентов зачастую есть собственная коммуникационная команда и возможность делать все самостоятельно, поэтому в лице выбранного агентства они прежде всего хотят получить надежного партнера для стратегического консультирования и реализации конкретных проектов. Агентствам необходимо построить открытый конструктивный диалог с клиентами, чего командам не всегда получается достичь. Разочарования обычно приходят из-за недостаточного понимания друг друга, нежелания одного агентства сотрудничать с другим и выполнять что-либо совместно, несоответствия разработанной стратегии интересам компании и т.д. Какую роль будет играть PRСегодня как никогда важно не только научиться слышать, но также иметь высокие возможности в области данных, аналитики и отчетности. Не извлекать данные, а использовать их для продвижения идей и знаний, которые должны служить основой для коммуникационных стратегий. Новые стратегии, безусловно, будут основаны на беспрепятственном сотрудничестве и расширении аналитических возможностей компаний, повышении значимости искусственного интеллекта и других инструментов данных в коммуникациях. По мнению руководителей таких международных агентств, как Omnicom, Havas, WPP, Publicis Groupe, Interpublic Group и других, в ближайшие несколько лет особое внимание будет направлено на глобализацию отрасли и развитие международных коммуникаций, совершенствование существующих международных сетей агентств и образование новых, переосмысление PR как продукта. Коммуникации будут играть все более важную роль в обеспечении интеграции для клиентов, а творческий подход к работе поможет трансформировать бизнес и вывести индустрию на новый уровень.