Войти в почту

«Золотой профиль» Михаила Мишустина

На фоне разгула коронавируса и под предлогом «безопасности» депутаты Госдумы продолжают принимать законы, требующие как минимум серьёзного обсуждения с правозащитными организациями и гражданским обществом. Например, без особого шума во втором чтении депутаты утвердили правительственный законопроект «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ». Речь идёт о создании новой системы под аббревиатурой ЕФИР. Она будет содержать персональную информацию каждого гражданина, собранную практически со всех баз данных. Регистр должен заработать с 1 января 2022 года, переходный период продлится до 31 декабря 2025 года. Центр обработки данных (ЦОД) сведений для новой информационной системы населения будет организован в населённом пункте Городец Нижегородской области. «Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, будут предоставляться государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также физическому лицу или его законному представителю», — говорится в тексте законопроекта Держателем ЕФИР станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Именно данное ведомство выступает инициатором. Учитывая, что сейчас бывший глава ФНС Михаил Мишустин руководит правительством РФ, шансы на принятие законопроекта можно оценить как стопроцентные. Основу ЕФИР составят сотни миллионов записей актов гражданского состояния, зафиксированных с 1926 года. В него будут внесены более 30 видов сведений о человеке: ФИО, общая информация о родителях/детях, гражданство, дата и место рождения, ИНН, армейская служба, ОМС, СНИЛС, данные о регистрации в качестве ИП, документы об образовании и получении учёной степени. Наряду с гражданскими ведомствами в формировании ЕФИР примут участие силовики — МВД, Минобороны и спецслужбы. В частности, ФСБ и Служба внешней разведки смогут вносить сведения, «ранее не учтённые в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах». Также в рамках ЕФИР будет действовать отдельная закрытая база данных. В ней будут содержаться зашифрованные персональные сведения лиц, находящихся под государственной защитой или под государственной охраной, то есть некоторых категорий чиновников, силовиков, включая отставных, и судей. Мишустин, ещё будучи главой ФНС, назвал все эти сведения «золотым профилем». Идею создания регистра нынешний премьер-министр продвигает с 2018 года, увязывая его с процессом цифровизации экономики. С точки зрения Мишустина ЕФИР позволит налоговикам работать исключительно с цифровыми источниками данных и цифровыми идентичностями налогоплательщиков. В пояснительной записке к законопроекту также говорится, что его реализация преследует главным образом фискальные цели. Депутаты утверждают, что реестр позволит осуществить переход «на качественно новый уровень расчёта и начисления налогов на доходы физических лиц». Кроме того, он должен повысить эффективность борьбы с мошенничеством в сфере получения налогов, сборов и мер социальной поддержки. На этапе формирования в ЕФИР планируется внести порядка 548 млн записей. Эксперты предполагают, что регистр будет постоянно обновляться, в том числе за счёт внесения новых типов персональных данных — сведений об имуществе (недвижимость, ценные бумаги, активы), доходах, судимости. Не исключено, что на волне коронавирусной угрозы в единый регистр будет попадать информация о болезнях и состоянии здоровья человека Номинальные цели создания ЕФИР выглядят воплощением абсолютного добра. По словам депутатов и налоговиков, информационная система позволит анализировать доходы населения, выявлять нечестных на руку граждан и оказывать адресную помощь нуждающимся. Причём власти активно эксплуатируют ситуацию с коронавирусом для продвижения законопроекта. 16 апреля замруководителя ФНС Виталий Колесников заявил, что на фоне борьбы с COVID-19 в России особенно ярко проявилась проблема отсутствия механизма «нормального объективно счётного понятия семьи, домохозяйства». Он пояснил, что власти лишены возможности подсчитать среднедушевой доход семьи и как следствие — определить меры соцподдержки, «не забирая какие-либо данные у человека, у членов его семьи». «Реестр позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать, соответственно, правительству, президенту те помощи, которые будут нужны именно в данном случае», — отметил Попов Аналогичной точки зрения придерживается глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. По мнению депутата, «в условиях коронавирусной инфекции очевидно, что нам такого закона не хватает». На сегодняшний день из коридоров власти не прозвучало ни одной критической ремарки по поводу ЕФИР. Под предлогом мобилизации на борьбу с COVID-19 руководство РФ стремительно расширяет различные виртуальные механизмы контроля граждан, и продвижение идеи регистра — лишнее тому подтверждение. Да, сейчас ограничительные меры, противоречащие, кстати, Конституции (чтобы их устанавливать необходимо вводить режим ЧС), действительно необходимы. Только так можно сдержать распространение инфекции. Но пандемия рано или поздно пройдёт, а система контроля, которую апробировало государство, останется, по крайней мере в общих чертах. Уже сейчас можно сказать, что для властей не будет секретом адрес фактического проживания человека и с большой вероятностью — местоположение гражданина (нарушение ст. 27 Конституции). Те методы, которые на текущий момент по-настоящему важны, завтра могут превратиться в средства тотального контроля (а в случае «необходимости» — слежки). В этом контексте ЕФИР выглядит как дополнение к выстраиваемой сейчас системе цифрового контроля россиян, только под колпаком окажутся финансы населения. Острая фискальная необходимость в появлении единого регистра совсем не так очевидна, как пытаются её представить Госдума и ФНС. Например, ЕФИР однозначно не будет иметь никакого отношения к эффективной борьбе с мошенникам Это видно на примере отчётности сенаторов, депутатов и высокопоставленных чиновников. Последние годы должностные лица РФ обязаны декларировать личные и семейные доходы, но серьёзных подвижек на антикоррупционном поприще так и не произошло. Кто-то развёлся, кто-то перевёл деньги в офшор, кто-то переписал собственность на детей, близких и подставных лиц. Никаких вопросов у правоохранителей к подобным деяниям не возникало? Существует масса способов скрыть незаконно нажитое имущество, и здесь нашим налоговикам и законотворцам не стоило бы лицемерить. Наиболее вероятными жертвами ЕФИР станут не зажиточные вороватые граждане с двумя, а может и тремя паспортами, а самозанятые и малый бизнес — весьма широкая прослойка населения РФ. Она также скрывает реальные доходы от государства, но объём неуплаченных ими налогов, особенно из-за карантинных мер, несопоставим с тем, что утаивают воротилы крупного бизнеса и высокопоставленные государственные коррупционеры. Неужели руководство ФНС и лично Мишустин не осведомлены о схемах, которые они используют, чтобы не платить миллиарды рублей в бюджет? Также непонятно, почему никто из налоговиков и депутатов не задумался, что единый регистр гипотетически можно взломать. Каким образом он будет защищён — нам пока не рассказали. Помимо взлома, нельзя исключать вариант утечки. Тем более, как следует из законопроекта, доступ к ЕФИР будет предоставлен достаточно большому количеству должностных лиц. Уже давно не составляет труда купить на чёрном рынке базы данных финансовых учреждений и некоторых госведомств, где содержаться обрывочные персональные данные граждан. Негативный эффект от утечки или взлома ЕФИР будет колоссальным. Ведь обладатель информации регистра будет знать практически всё. Из соображений безопасности и защиты персональных данных крайне нецелесообразно сводить все сведения о гражданах в единую систему. Возможно, на сегодняшний день рано делать далекоидущие выводы. Тем не менее, сложно поверить, что огромное количество государственных ресурсов будет вложено в ЕФИР только для того, чтобы лучше оценивать доходы населения и определять нуждающихся в адресной помощи.

«Золотой профиль» Михаила Мишустина
© Русская Планета