Использование биометрических данных. Что банки скрывают от клиентов

Информация о внедрении биометрии получила достаточно широкое распространение. В настоящее время для банковских операций служащие предлагают клиентам предоставить образцы голоса, сетчатки и отпечатков пальцев. Имеют ли они на это право? Насколько безопасно передавать финансовым структурам подобные данные? Разобраться в теме помогает Александр Клишин – экономист, эксперт по финансам, налогам и банкам. Личные био-данные и банковская сфера: современные реалии Чем для населения привлекательна идея применения биометрии в сфере банковской деятельности? Тем, что позволяет пользоваться широким спектром услуг в данной нише, без привязки к месту проживания и без ограничений в выборе клиентских портфелей. Достаточно всего один раз предоставить свои био-данные, и далее можно выбирать максимально выгодные условия сотрудничества с финансовой организацией. Рост конкуренции всегда положительно сказывается на спектре предложений и приносит неоспоримую пользу юридическим и физическим лицам. Однако в полной мере эта идея еще не реализована ни в одном банке. Большинство учреждений используют био-данные лишь как вспомогательный элемент. А для подтверждения операций по-прежнему необходимо личное присутствие и предъявление российского паспорта. Пока что в этой сфере лидирует Сбербанк – он единственный добавил функцию подтверждения операций голосом. Пользователю теперь не нужно звонить оператору. Достаточно произнести вслух цифры с капчи: если голос совпадает с предоставленным образцом, операция проводится. Урегулирование вопроса в правовом поле Важно знать, что законодательно вопрос использования биометрических данных еще не прописан. Нет никаких норм их использования, хранения и передачи. Отсутствуют правила и схемы действий в случае возникновения претензий у сторон. О широкой судебной практике речь тоже не идет. Нет сотрудников, обученных работать с базами био-данных – в данный момент за это отвечает обычный служащий, не имеющий специальной подготовки и не несущий материальную ответственность за вверенную ему информацию. Чем это опасно? 1. Пользователи не смогут получить защиту со стороны государства. 2. Нет возможности отозвать свое разрешение на использование био-данных. 3. Высок риск утраты биометрии клиента или передачи ее заинтересованным лицам за вознаграждение. 4. Мошенники получают возможность оформить кредит на цифровую копию человека без его согласия и участия. Уже на начальном этапе работы с био-данными были зафиксированы различные случаи злоупотребления. Имеют ли банки право запрашивать биометрию клиентов и нужно ли ее предоставлять Финансовые организации собирают биометрию полулегально. Напрямую государство этого не запрещает, но и официально старт на ее внедрение еще не был инициирован. Так что предоставление подобной информации – личное дело каждого. Однако спешить в этом вопросе определенно не стоит. И вот почему: - ни один из банков еще не перешел полностью на работу с клиентами толькопо биометрическим данным. Следовательно, эта услуга не может быть предоставлена в полном объеме; - закон не регулирует сферу применения биометрии в финансовых операциях – высок риск столкнуться с нарушениями и злоупотреблениями. Если в использовании био-данных есть необходимость – например, для портала Электронные Госуслуги, важно максимально сократить цепочку «промежуточных звеньев». То есть, не доверять передачу биометрии сторонним инстанциям, а именно – банку, а предоставить все необходимые образцы лично, напрямую. Чем обусловлена массовая реклама использования биометрии Финансовые организации – и государство в целом – преследуют свои цели. Сама идея внедряется в сознание людей не для того, чтобы упростить им схему пользования банковскими услугами или улучшить сферу обслуживания. Ведь никто не спешит упразднять паспорта и разрабатывать законодательную базу для новой формы работы. Для чего же тогда рекламируют использование био-данных? Суть в том, что госструктуры заинтересованы в сборе всей возможной информации о гражданах, проживающих на территории Российской Федерации. Это позволяет им в полной мере обеспечить контроль над населением. Несмотря на возможные доводы в пользу того, что наличие биометрии помогает обеспечивать безопасность населения – ведь благодаря ей легко отследить нарушителей закона и предъявить им обвинение – важно помнить о том, что предоставление доступа правоохранительным структурам к подобным сведениям нивелирует конституционное право граждан на защиту личных данных. Учитывая все вышесказанное, спешить с предоставлением своей биометрии банкам точно не стоит. Лучше подождать, пока вопрос не будет урегулирован на государственном уровне, и только после этого, еще раз изучив все аспекты, принимать решение.

Использование биометрических данных. Что банки скрывают от клиентов
© Русская Планета