Войти в почту

По дороге в никуда. Что происходит на крупнейшем машиностроительном заводе Южного Урала

Ни дня без иска 19 мая в арбитражном суде Челябинской области планируется к рассмотрению дело по иску «Новатэк–Челябинск» к предприятию «ЧТЗ-Уралтрак». Согласно материалам судебного дела, «Новатэк–Челябинск» хочет взыскать с «ЧТЗ-Уралтрак» 30,138 млн рублей. Причины иска не сообщаются, Очевидно, что он связан с задолженностью ЧТЗ за природный газ. Это далеко не первый иск «Новатэк–Челябинск» к «ЧТЗ-Уралтраку»: в начале июне в арбитражном суде Челябинской области должно состояться еще одно разбирательство – о взыскании 27,830 млн рублей. Анализ картотеки арбитражных дел показывает, что количество судебных разбирательств, в которых «ЧТЗ-Уралтрак» выступает ответчиком, с начала года значительно увеличилось. В течение неполных 3,5 месяцев 2020 года их число составило 65, тогда как за аналогичный период прошлого года – всего лишь 49. Спектр же подаваемых к «ЧТЗ-Уралтраку» исков довольно разнообразен. Например, Каменск–Уральский металлургический завод требует с него погасить задолженности по договорам поставки на сумму 5,917 млн рублей (вероятно, он отгружал ему алюминиевые полуфабрикаты), торговый дом «Днепроспецсталь-М» (реализует продукцию украинского металлургического предприятия «Днепроспецсталь») – 3,892 млн рублей, МРСК Урала – 22,485 млн рублей. Ток высокого напряжения Отношения же с энергетиками у «ЧТЗ-Уралтрак» вообще очень натянутые и только одним иском к нему со стороны МРСК-Урала их претензии не исчерпываются. 9 апреля гарантирующий поставщик электроэнергии в Челябинской области «Уралэнергосбыт» был вынужден ограничить ее подачу на «ЧТЗ-Уралтрак» из-за долга, превышающего 222,619 млн рублей, причем его размер нисколько уменьшается, а продолжает расти. Представители «Уралэнергосбыта» неоднократно обсуждали с руководством «ЧТЗ-Уралтрака» проблему погашения задолженности, но никакого эффекта переговоры с ним не возымели, топ–менеджмент завода ссылался на нехватку денег. При этом полностью отключить «ЧТЗ-Уралтрак» «Уралэнергосбыт» не может, так как через него электроэнергия передается другим потребителям (более подробно – «Поставщик электроэнергии в Челябинске ограничил энергоснабжение «ЧТЗ-Уралтрак» из–за многомиллионных долгов» – прим. редакции). Денег у «ЧТЗ-Уралтрак» на выплату долгов нет много лет подряд. По информации Rusprofile, с 2011 года предприятие работает с отрицательной рентабельностью и в 2018 году его чистый убыток достиг 1,7 млрд рублей (данных за 2019 год нет). «Последняя доступная финансовая отчетность «ЧТЗ-Уралтрак» – за 2018 год. Но и из нее видно, что предприятие генерирует убытки несколько лет, непокрытый накопленный убыток составляет почти 16 млрд рублей, долгосрочные и краткосрочные кредиты – 13 млрд рублей и почти на 6 млрд рублей кредиторской задолженности. Для предприятия с валовой выручкой в 6-7 млрд рублей это чрезвычайно много», – указывает Алексей Калачев, аналитик «Финам». Эпидемия убивает завод По мнению отраслевых экспертов, финансовое состояние у «ЧТЗ-Уралтрака», производящего дорожно–строительную технику, отнюдь н радужное и эпидемия коронавируса, больно ударившая по российской экономике усугубляет ее. «Ситуация на предприятии тяжелая, поскольку все планы на его улучшение основывались на ожиданиях того, что строительная отрасль будет развиваться высокими темпами, в том числе и за счет активизации национальных проектов. В реальности мы видим, что карантины коснулись и строек, государственная поддержка понадобится не только национальным проектам, а скорее будет направлена на спасение пострадавших от карантина компаний. В этой ситуации новых заказов ждать не приходится, а по старым вероятны срывы оплаты и сроков приобретения техники», – считает Максим Худалов, старший директор АКРА. «В условиях начала затяжного экономического кризиса, вызванного пандемией COVID–19 и беспрецедентными мерами по борьбе с распространением заболевания, ни о наращивании контрактов, ни о модернизации производств, ни о сокращении издержек, большую часть которых составляет фонд оплаты труда, говорить невозможно», – солидарен с ним Сергей Дейнека, аналитик «БКС Премьер». Дела идут хорошо? Зато в пресс-службе корпорации «Уралвагонзавод», контролирующей «ЧТЗ-Уралтрак», сообщили, что ситуация с долгами перед «Уралэнергосбытом» урегулируется, уменьшения выпуска техники не будет. «ООО «ЧТЗ-Уралтрак» ведутся переговоры о реструктуризации платежей за электроэнергию перед ООО «Уралэнергосбыт» и принимаются необходимые меры по их погашению в установленные сроки, – прокомментировали в ней. – В марте 2020 года. была частично погашена задолженность в размере 30,8 млн рублей. В апреле 2020 года планируется к погашению – 30,0 млн рублей. Кроме того, на предприятии проводится ряд дополнительных мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов». По данным пресс-службы «Уралвагонзавода», на «ЧТЗ-Уралтрак» выполняется программа финансового оздоровления, направленная на увеличение объемов реализации продукции и снижение затрат. «На Челябинском тракторном заводе успешно идет работа над запуском новых моделей техники в серийное производство, что существенно расширяет возможности предприятия на рынке гражданской продукции. Новые модели уже успешно показывают себя в работе. По словам потребителей техника востребована и конкурентоспособна, соответствует всем современным тенденциям рынка дорожно-строительной техники», – добавили в пресс–службе. «Эффективный» управленец Между тем, если бы финансовое состояние «ЧТЗ-Уралтраке» нормализовывалось, то тогда бы к нему периодически не подавались иски о его банкротстве. На сегодняшний день отправить в суд иски о банкротстве «ЧТЗ-Уралтрака» намереваются сразу три компании – «Промэнергокомплект» из Челябинска, «Металлкомплектснаб» из Полевского и «Трансибметалл» из Новосибирска. Усугубление проблем «ЧТЗ-Уралтрака» может быть связано непосредственно с деятельностью его генерального директора Петра Переведенцева, занимающего данный пост свыше двух лет. О нем мало что известно и никаких достижений на предыдущих местах его работы найти не удалось. Напротив, имеется предположение, что прочность его положения в кресле главы одного из крупнейших предприятий Челябинской области напрямую связана с очень хорошими отношениями с генеральным директором «Уралвагонзавода» Александром Потаповым. В пользу такой версии говорит тот факт, что, судя по открытым источникам», у Петра Переведенцева вообще нет сколь–либо серьезного опыта работы в машиностроении. Если она верна, то тогда не стоит удивляться, почему он до сих пор управляет «ЧТЗ-Уралтрака». Можно даже допустить, что перед ним стоит задача постепенно довести «ЧТЗ-Уралтрак» до банкротства. В подобном случае «Уралвагонзаводу», которому и без него хватает проблем, не пришлось еще и заниматься его спасением. Обанкротить нельзя спасти Кстати, отраслевые эксперты считают, что вытащить «ЧТЗ-Уралтрак» из финансовой трясины будет крайне тяжело. «Предприятие стабильно убыточное уже на протяжении нескольких лет, при этом долговая нагрузка остается чрезмерной, и оплата процентов по обязательствам дополнительно давит на результаты, – отметил Максим Худалов. – Поскольку иски все в целом незначительные рискну предположить, что таким образом просто осуществляется контроль очередности платежей, в то же время доведение ситуации до отключения подачи электроэнергии – это уже очень опасный сигнал, который свидетельствует в пользу ее неконтролируемого ухудшения». «Физически невозможно вытащить предприятие из «долговой ямы» при отсутствии на нем выпуска конкурентоспособной продукции, которая будет востребована рынком, без того, чтобы использовать административный ресурс в организации для них контрактов. Точно также невозможно провести процедуру финансового оздоровления без сокращения дополнительных издержек», – высказал сходную точку зрения Сергей Дейнека. Все это приводит к весьма печальному прогнозу: если экономический кризис затянется, то «ЧТЗ-Уралтрак» рискует совсем остаться без заказов. Тогда неизбежна остановка его производство и банкротство. В результате Челябинская область и вместе с ней Россия потеряют еще один крупный машиностроительный завод, не считая выброшенных на улицу людей. Фото: pxhere.com

По дороге в никуда. Что происходит на крупнейшем машиностроительном заводе Южного Урала
© РИА "ФедералПресс"