Холод сравнил "продуктовые карточки" России с программой Food Stamps в США
Призывы ввести в России продуктовые карточки обусловлены желанием поддержать бизнес в условиях серьезного падения спроса. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил доктор экономических наук, профессор, бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Производители и поставщики продовольственных продуктов призвали руководство страны вернуться к практике раздачи продуктовых карточек наименее обеспеченным россиянам. Под письмом с инициативой подписались главы Национальной мясной ассоциации, Российской гильдии пекарей и кондитеров, Национального союза производителей молока и Ассоциации компаний розничной торговли. По их оценке, на финансирование проекта до конца года потребуется выделить 800 млрд рублей. Ассоциации рассчитали: на эту сумму помощь на 10 тысяч рублей ежемесячно смогут получать 10 млн россиян. Поддержку предполагается оказывать наименее обеспеченным гражданам. Проект продуктовых карточек активно обсуждался несколько лет назад в Минпромторге, и даже говорилось о его готовности к запуску. Однако в итоге инициативу заморозили из-за нехватки средств, а помощь решено было оказывать другими социальными инструментами. Сейчас бизнес считает: COVID-19 заставляет пересмотреть проект. "Авторы обращения – ассоциации, главной целью которых является поддержка бизнеса, который в эти альянсы входит, - отмечает специалист. – Но в данном случае интересы производителя совпадают с нуждами населения и целями государства. Из-за ограничений по коронавирусу в стране увеличилось количество людей, потерявших доходы – им, безусловно, требуется поддержка. Государство же заинтересовано в сохранении производства и рабочих мест, а также поддержке экономики. Термин "продуктовая карточка" сам по себе архаичен, в современном понимании он вполне "цифровой" и рыночный. Сам проект подразумевает, что государство будет выкупать у отечественных производителей часть продукции, которая будет реализовываться наиболее уязвимым слоям населения через определенную торговую сеть. Нуждающиеся люди получат пластиковую карточку, на которую ежемесячно начисляется определенная сумма. Потратить ее можно только в указанной сети и лишь на товары первой необходимости". Поддержка спроса и населения Авторы обращения к руководству страны объясняют инициативу важностью сохранения "доступности для населения социально значимых продовольственных и иных товаров первой необходимости в экстремальных условиях защиты от пандемии". И в число получателей помощи, за счет которой можно покупать продукты и другие товары первой необходимости отечественного производства, предлагается включить тех, кто потерял работу или доход в связи с карантином по коронавирусной инфекции COVID-19. "Такая мера не только поддержит граждан, чьи доходы по независящим от них причинам стали недостаточными, но и увеличит платежеспособный спрос на продукцию российских предприятий, что поможет сохранить рабочие места и устойчивость бизнеса продавцов и поставщиков такой продукции", - говорится в заявлении. При этом президент России Владимир Путин накануне указывал: товарооборот в России из-за пандемии упал на 35%, что сказалось на спросе россиян. "Сейчас российский бизнес оказался в сложной ситуации. Покупательная способность населения сокращается, а значит, падает и спрос на товары. При таком сценарии даже если ты производишь самую лучшую, вкусную и выгодную продукцию, то все равно столкнешься с проблемами ее продажи – у людей просто нет денег. При этом государство заинтересованы в стимулировании спроса, что поддержит экономику. По этому пути сейчас и идет Запад. Так что реализация проекта продуктовых карточек стала бы стимулом для поддержки одновременно и отечественного производителя, и населения. Раздавать деньги из бюджета всем гражданам, как делают это в США – очень дорого и не столь эффективно. Гораздо целесообразнее поддерживать россиян адресно – именно тех, кто в этом больше всего нуждается. Заявленный проект доказал свою эффективность в разных странах и вполне применим в России", - подчеркивает эксперт. Опыт США Идея с продуктовыми карточками впервые была озвучена в 2015 году. В мае 2017-го Минпромторг оценил стоимость ее реализации в 200-300 млрд рублей в год. Минфин даже говорил о выделении денег под эту программу. Однако в октябре того же года директор департамента бюджетной политики Минфина Светлана Гашкина заявила, что средства на реализацию идеи в проекте бюджета на 2018–2020 годы не предусмотрены. Проект в итоге отложили на неопределенный срок. Меж тем, в большинстве стран реализуются программы продовольственной помощи самым бедным слоям населения – в США они называются food stamps и традиционно заложены в бюджет. Ранее неимущим в Штатах выдавались бумажные талоны на еду от государства, в конце 1990-х их вытеснили дебетовые пластиковые карты. Средняя выплата в месяц человеку составляет $126, что позволяет купить небольшой набор наиболее необходимых продуктов. "Американские food stamps реализованы и в странах Европы – с различными вариациями. В России сейчас на фоне карантина мы видим переформатирование потребительской корзины – если раньше люди покупали грибы, то теперь вместо них берут морковь. А ряд российских поставщиков уже просит пересмотреть объемы ввоза аналоги из продукции из-за рубежа – продажи местной продукции падают. В таких условиях появление гарантированной поддержки государства в виде доли выкупаемой на соцнужды продукции становится серьезной опорой для бизнеса. Именно по такому принципу действуют США в реализации "продовольственных программ для бедных". В данном случае выделение средств оправдывается не только социальным, но и экономическим эффектом", - заключает Леонид Холод.