Названы торговые улицы в Москве, наиболее пострадавшие от самоизоляции
МОСКВА, 13 апр – РИА Недвижимость. Находящиеся в рамках Садового кольца улицы Москвы сильнее всего пострадали из-за введенного в столице режима самоизоляции – в настоящее время в этих торговых коридорах работает не более трети магазинов, рассказали РИА Недвижимость представители консалтинговых компаний. Опустевший центр В качестве улиц, магазины на которых больше всего ощутили на себе негативные последствия ограничений из-за коронавируса, заместитель директора направления стрит-ритейла Knight Frank Ирина Козина называет Петровку, Кузнецкий мост, Большую Дмитровку, Тверскую, Маросейку, Покровку, Мясницкую, Столешников переулок, Цветной бульвар и Пятницкую улицу. По ее словам, это обусловлено невысокой плотностью жилого массива и снижением деловой активности в этих локациях. Бизнес-центры, которыми насыщены эти улицы, сейчас пустуют, поскольку большинство сотрудников перешли на удаленный режим работы, указывает эксперт. "Также отсутствие туристического потока в центре города в связи с закрытием границы оказало негативное влияние", - отмечает Козина. По данным директора департамента стрит-ритейла Colliers International Ларисы Ереминой, на пешеходных улицах работают 11% арендаторов от общего числа арендаторов в данной локации; в центральном коридоре – 24,1%; на Бульварном кольце – 13,4%; на Патриарших прудах – 20,9%; на Садовом кольце – 32,9%. Аналитик из Knight Frank уточняет, что сейчас функционируют менее 10% операторов street-retail, при этом среди продуктовых операторов на пешеходных улица открыты 2,1%, среди аптек и оптик - 2,1%. Минимальна доля на центральных торговых улицах и открытых отделений банков (1,9%), салонов красоты с медицинской лицензией (0,9%), а также пунктов выдачи заказов (0,3%). Больше всего от пандемии пострадали сегменты fashion и общественного питания, говорят в Knight Frank. В компании "Магазин магазинов" в свою очередь отмечают, что сильно страдают не только представители общественного питания, магазины одежды, обуви, но и продуктовые сети, в которых наблюдается падение продаж в связи с тем, что многие москвичи уехали временно жить за город. Усугубляет ситуацию и то, что практически все продуктовые и непродуктовые компании (X5 Retail Group, "Магнит", "Лента", "Ашан", "Глобус", "М.Видео-Эльдорадо" и другие) в этих условиях сконцентрировались на онлайн-площадках, отмечают в Colliers International. Первые потери стрита По данным JLL, по итогам первого квартала 2020 года в центральных торговых коридорах Москвы стало больше точек стрит-ритейла, чьи владельцы были вынуждены не просто приостановить работу, а закрыться навсегда и отказаться от аренды. "Сравнивая итог первых трех месяцев 2020 года со средним количеством закрытий в первом квартале предыдущих лет, мы получили рост в почти 1,6 раза", - комментирует руководитель отдела исследований компании JLL в России Владислав Фадеев. В качества примера консультант называет такие точки, как Black Star Wear на Мясницкой, Kiko Milano на Кузнецком Мосту, Patek Philippe в Столешниковом, Yulia Prokhorova на Тверской, "Шоколадницу" на Большой Никитской, Remy Burger на Большой Дмитровке. Руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин в свою очередь указывает, что второй квартал рынок стрит-ритейла Москвы встретил с уровнем вакансии в 7,5%. По его мнению, это весьма хороший показатель, "практически на уровне стандартной ротации". "По моим прогнозам, уровень вакансии в сегменте стрит-ритейла достигнет уровня в 15%. Произойдет это за счет того, что какие-то игроки не сумеют спасти свой бизнес в текущих условиях", - говорит Трушин. Максимальные потери, по его мнению, понесет сегмент общественного питания, где выживут сетевые и диверсифицированные по потребителю проекты. Очень плохо также придется сегменту сувениров и товаров для туристов – в нем Трушин ожидает наибольший провал, потому что туристический поток будет восстанавливаться дольше всего. Ерёмина из Colliers International добавляет, что, скорее всего, больше всего помещений, освободившихся из-за финансовых проблем арендаторов, будет на Бульварном кольце, так как по итогам первого квартала 2020 года показатель на данном коридоре уже составил 8%, и это самый высокий уровень вакансии для центральных торговых коридоров Москвы. Арендный дисконт Некоторые владельцы объектов стрит-ритейла довольно активно пошли навстречу арендаторам в непростых реалиях сегодняшнего дня и сразу предложили скидку (30-50%) или даже предоставили арендные каникулы тем операторам, которым иначе нужно было бы закрыться, рассказывает руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксана Мостяева. "Конечно, данные условия распространяются не на длительный период: в основном только на апрель, кто-то зафиксировал на квартал, но не более", - отмечает она. Как уточняют в Colliers International, владельцы относятся к арендаторам с пониманием, но не забывают о своих интересах; они оперируют тем, что ситуация не признана форс-мажорным обстоятельством. "Кто-то идет на скидку по аренде 30-50%, кто-то предоставляет арендные каникулы на весь апрель", - говорит Ерёмина. По словам эксперта из Cushman & Wakefield, многие собственники считают, что лучше не давать скидку, а заменить арендатора, однако найти новых на сегодняшний день непростая задача. По предположениям аналитика Colliers International, к лету следует ожидать снижения ставок по аренде на 20-30% из-за сокращения бизнеса и увеличения вакансии на улицах, но осенью и ближе к концу года они стабилизируются.