Шприц под давлением
Пандемия COVID-19 показала, насколько российский рынок одноразовых медицинских изделий зависит от импорта. Не будет преувеличением сказать, что такое положение вещей угрожает национальной безопасности, поскольку острая нехватка расходных материалов в сфере здравоохранения может начаться не только во время чрезвычайной ситуации в России, но даже в случае угрозы ее возникновения. Речь идет не только о масках и перчатках: Россия рискует остаться без одного из самых востребованных и критически важных расходников – медицинского шприца. Сегодня более половины одноразовых шприцев на российском рынке иностранного производства. По официальной статистике, около 50% от всего импорта занимает продукция из Германии, более 25% – из Китая, остальная часть принадлежит Испании, США, Южной Корее и другим странам. Но в реальности доля китайской продукции гораздо больше, а настоящего европейского импорта не более 15%. Дело в том, что производство шприцев в КНР очень дешево: китайское правительство выделяет своим импортерам субсидии, размер которых может составлять 60% себестоимости. При этом некоторые производители, чьи заводы находятся в Китае, регистрируют свои компании за границей, например, в Германии. Благодаря этому их продукция маркируется как немецкая, хотя в реальности изготавливается она в КНР. Потребители об этом, конечно, не догадываются, когда приобретают в аптеке «немецкие» шприцы китайского качества. Из-за засилья на рынке китайской продукции в конце февраля чуть не случился кризис. Предпосылки для него возникли, когда из-за пандемии Китай закрыл границы и прекратил отгрузки почти на два месяца. В этот раз больницы и аптеки справились, так как расходники всегда закупаются с запасом, но этого запаса едва хватило бы до конца весны. Потребность России в шприцах – 2,5–3 млрд штук в год. Сейчас отечественные компании не могут полностью ее удовлетворить, рассказал «Профилю» генеральный директор одного из крупнейших российских производителей шприцев «Паскаль Медикал» Сергей Никитенко. «Объективно наши производители не смогут полностью закрыть весь объем, мощностей хватит лишь на 1,5 млрд шприцев. Но если такая задача будет поставлена, мы сможем нарастить мощности. Например, наш завод способен увеличить производство с 450 млн до 700 млн штук. Думаю, что все вместе мы бы закрыли потребность на 70–80%», – говорит он. Но есть еще одна очень важная проблема – в России не выпускают медицинские иглы, точнее, их металлическую часть. Стальная компонента (канюля) производится только двумя отечественными компаниями из импортной заготовки, преимущественно китайской. «Это сложное специфическое производство, очень важно и качество медицинской стали. Но необходимый объем в масштабах металлургических компаний очень маленький – около 300 тонн в год. Нашим производителям пока это экономически невыгодно, во всяком случае без государственных субсидий, – говорит гендиректор «Паскаль Медикал». – Это очень опасная ситуация: если однажды канюли не отгрузят, российское производство шприцев просто встанет. Если Китай снова закроется, нам просто нечем будет колоть людей. Этой проблемой нужно срочно заняться». Если создать благоприятные условия для российских производителей, то вопрос расширения мощностей можно решить за 3–6 месяцев. И тогда большая часть потребностей рынка в шприцах будет покрываться за счет отечественной продукции. Но, к сожалению, лоббирование импорта не позволяет не только наращивать производство, но и заполнить существующие мощности, рассказывает генеральный директор ООО «Медпром Бобени Продакшен» Сергей Комаров. Ситуацию можно было бы исправить, предоставив производителям качественной продукции преференции в сфере госзакупок. «Расширение объема производства позволит компаниям снижать себестоимость продукции без экономии на качестве сырья и комплектующих. От этого выигрывают все: закупщики получат качественную продукцию по доступным ценам, а производитель обеспечит загрузку производственных мощностей», – уверен Комаров. При этом основные критерии при проведении госзакупок должны сместиться в сторону качества. Сейчас действует принцип «чем дешевле, тем лучше», но в большинстве случаев это неоправданно, поскольку невозможно бесконечно снижать себестоимость без потери качества. Сейчас в России выпускаются очень хорошие шприцы. Американские и европейские существенно дороже, а шприцы многих китайских производителей имеют замечания по качеству – это может быть повышенное сопротивление проколу иглы (плохая заточка), не предназначенный для медизделий полимер и так далее. Также значительным стимулом для развития производства послужит ввод «заградительных» таможенных пошлин на готовые медицинские изделия. Кроме того, для более быстрого вывода на рынок новых или усовершенствованных продуктов необходимо максимально ускорить регистрацию медицинских изделий. Сейчас этот процесс занимает от полугода до полутора лет. Все эти меры нужно вводить одновременно и в комплексе. «Россия не может себе позволить производить менее 3/4 критически важных медицинских изделий однократного применения. При чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения возрастают потребности, образуется дефицит, который тут же приводит к ажиотажному спросу, и в итоге мы получим угрозу безопасности страны. Конечно, производителям таких медизделий нужна приоритетная поддержка государства», – говорит вице-президент Союза ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности Александр Ручкин. Он привел в пример ситуацию с медицинскими масками: когда из-за пандемии спрос на них вырос в 2–3 раза, отечественная промышленность не смогла обеспечить нужное количество, а Китай прекратил поставки. И даже сейчас, когда КНР возобновила отгрузки, маски остаются дефицитом. Дошло до того, что американцы стали за большие деньги перекупать предназначавшиеся европейским странам партии, из-за этого Германия даже обвинила США в пиратстве. И такой ажиотажный спрос в экстренной ситуации может возникнуть и на другие медицинские изделия, в том числе шприцы. «Мы вносили предложение убрать льготы по НДС при ввозе через границу импортных медизделий. Сейчас это 0%, что ставит зарубежных и отечественных производителей в неравные условия. Наши компании платят НДС, когда завозят заготовки для игл, а затраты увеличивают себестоимость. Справедливо было бы отменить эту льготу для ряда расходников. Например, есть перечень постановления правительства РФ №102 (на рынке его прозвали «третьим лишним»), куда попали только те медизделия, которые у нас производятся в достаточном количестве и надлежащего качества. Зачем давать льготу на китайский шприц, если наши компании хорошо справляются с его изготовлением? Также необходимо создавать нормативное регулирование, которое будет подразумевать преференции для отечественных производителей одноразовых медизделий, субсидировать научные разработки в этой области и модернизацию предприятий в этой области», – уверен Александр Ручкин. Экспорт и импорт шприцев На 21,85% (до $103,91 млн) выросли импортные поставки медицинских шприцев на российском рынке за пять лет. Основные поставщики – Германия (31,22%), Китай (17,6%) и Швейцария (12%). 33,66% от всего импорта шприцев приходится на Москву, далее следуют Санкт-Петербург (18,39%) и Московская область (8,21%). 2,7 руб./шт. – средняя годовая цена производителей медицинских шприцев в 2019 году. $3,05 млн составила сумма экспорта медицинских шприцев из РФ в 2019 году, что в 2,22 раза больше объемов поставок 2015 года. Основные покупатели – Украина (60,03%), Белоруссия (20,27%) и Казахстан (7,95%). Источник: Tebiz group, 2019 год.