Идеальный шторм для Калининграда
С 1991 года, когда рухнул железный занавес, Калининградская область развивалась как открытый регион. Здесь долгое время была свободная таможенная зона, когда не брались пошлины за ввоз товаров для потребления и переработки внутри региона. Жители области привыкли часто выезжать на границу в отпуск или даже на выходные. И никто не мог предположить, что все это может закончиться в один день. Сейчас самый западный регион страны, находящийся в окружении других стран, полностью блокирован - граница с Польшей и Литвой перекрыта. Всему виной эпидемия коронавируса, заставившая государства Шенгенской зоны отгородиться друг от друга. Помимо этого, на экономику региона оказывает негативное влияние очередная резкая девальвация рубля и планы федерального правительства снова поменять правила игры. Обо всех перипетиях, выпавших на долю калининградской экономики – в обзоре «SM-News». После того, как сначала Польша и Литва, а потом и Россия объявили о закрытии своих границ, в Калининграде случилась легкая паника. Ведь полная транспортная блокада означала бы прекращение сухопутного грузового и пассажирского транзита, обеспечивающего связь с «большой» Россией. Власти поспешили разъяснить, что блокировка границ не касается перевозки пассажиров железнодорожным транспортом через территорию Литвы и движения фур с грузами в Калининград и обратно. Один из ведущих ритейлеров региона компания «SPAR Калининград» поспешил успокоить потребителей, уже начавших скупать товары первой необходимости и продукты из-за опасения дефицита, что никаких оснований для него нет. Совладелец фирмы Олег Пономарев лично демонстрировал на своей странице в фейсбуке забитый товарами склад, подчеркнув, что запаса хватит надолго. Тем не менее, жители стали опасаться, что угроза транзиту грузов может возникнуть из-за требований к водителям-дальнобойщикам соблюдать двухнедельный карантин. Генеральный директор компании «ДСВ-Транспорт» Леонид Степанюк в беседе с корреспондентом «SM-News» заверил, что никаких проблем с этим быть не должно. «В соответствии с распоряжениями правительства РФ, разъяснениями постановления № 7 главного государственного врача РФ, распоряжениями губернатора, ограничения по въезду в РФ, ограничения по 14 дневной изоляции на водителей автомобилей международного грузового сообщения не распространяются. На региональном уровне утверждены рекомендации для всех видов транспорта, которые надлежит строго исполнять в межрейсовый период. Это позволяет поддерживать грузооборот на прежнем уровне, что крайне важно с учетом нашей эксклавности», - подчеркнул он. Леонид Степанюк привел в пример страны Европы, где, несмотря на восстановление границ, все страны договорились о введении режима «гринлайн» - зеленого коридора, чтобы обеспечить непрерывную работу транспортной отрасли. «Водители максимально изолированы от окружающей среды. Мы обеспечили наших сотрудников всеми средствами защиты, и в ближайшее время будет достигнута договоренность о возможности бесплатно сдать тест на коронавирус для всех водителей», - отметил глава транспортной компании. Он подчеркнул, что в период нерабочих дней 28 марта – 05 апреля работа транспортников не останавливается. «В соответствии с указом президента, постановлениями правительства РФ, губернатора Калининградской области, транспортные предприятия являются предприятиями непрерывного цикла, мы доставляем в регион комплектующие и сырье для предприятий, продовольствие, эту работу невозможно остановить», - отметил Леонид Степанюк. Но если с блокадой все оказалось не так страшно, как представлялось вначале, когда не было полной информации, то рост курса иностранной валюты окажет значительное влияние на ситуацию в регионе. Калининградская область всегда была зависима от импортных поставок, и ухудшение позиций рубля негативно отражалось на потребительском рынке. Даже товары из «большой» России неизменно подорожают, поскольку их везут в область через две границы. Совладелец компании «SPAR Калининград» Олег Пономарев пока затрудняется сказать насколько вырастут цены, но то, что они вырастут сейчас не отрицается никем. Эпидемия коронавирусной инфекции в других странах также сказалась на положении дел в регионе. Так, крупнейшее предприятие региона автомобилестроительный завод «Автотор» уже сообщил, что из-за недопоставки комплектующих из Южной Кореи производство автомобилей будет сокращено на 8 тысяч штук. Впрочем, у компании, которая работает в регионе уже 25 лет, другие вызовы. Как заявил на прошлой неделе основатель «Автотора» Владимир Щербаков, решение федерального правительства компенсировать автомобилестроителям сумму уплачиваемого ими утилизационного сбора в зависимости от уровня локализации производства делает дальнейшую деятельность завода экономически невыгодной. Это означает, что «Автотор», который обеспечивает более половины всех налоговых отчислений на территории Калининградской области и свыше половины всей товарной продукции, выпускаемой в регионе, будет закрыт. По словам президента регионального Союза промышленников и предпринимателей Андрея Романова, в этом случае будут серьезные последствия для экономики области, поскольку это не только крупнейший налогоплательщик, но и работодатель. С автомобилестроительным заводом связаны порядка 300 компаний, выполняющих его заказы. В первую очередь, это транспортный комплекс региона. Так, Сергей Ошарский, генеральный директор группы компаний «Новик», являющейся одним из крупнейших грузоперевозчиков области, подчеркнул, что заказы «Автотора» - это 90 процентов всех заказов компании. Грузовики «Новика» перевозят контейнеры с комплектующими из порта Балтийск на производственную площадку. На этой работе заняты 400 водителей, которых придется уволить. Сам порт Балтийск напрямую зависит от автомобилестроителей, так как контейнеры для «Автотора» - это, как сообщил гендиректор «Балтийской стивидорной компании» Константин Таволжанский, почти 80 процентов загрузки мощностей терминала. Подобные параметры и у Калининградского морского торгового порта. Как пояснил его руководитель Владислав Дорофеев, доля автозавода составляет порядка 70 процентов. В областном правительстве осознают, к какой катастрофе может привести закрытие завода «Автотор». На днях губернатор Антон Алиханов обсудил эту проблему с федеральным министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, подчеркнув, что предложения о дифференциации субсидий на утильсбор в зависимости от локализации окажет негативное влияние на системообразующее для калининградской экономики предприятие. Решение проблемы автомобилестроители видят в кооперации с иностранными партнерами, чтобы часть автокомпонентов выпускалась в регионе и вывозилась на экспорт в обмен на импорт других комплектующих. Но прислушаются ли в федеральном правительстве к доводам калининградцев, пока не ясно. Не получилось бы так, что идеальный шторм, в который попала региональная экономика, оставит после себя выжженную землю с разрушенными предприятиями и целыми отраслями и жителями без средств к существованию.