Консультанты рассказали, как курорты будут снижать грядущие убытки
МОСКВА, 27 мар - РИА Недвижимость. Большинство российских курортов будут минимизировать свои убытки из-за вынужденного весеннего простоя за счет сокращения расходов на персонал, некоторые могут также воспользоваться образовавшейся паузой для проведения ремонта, считают представители консалтинговых компаний, опрошенные РИА Недвижимость. Ранее премьер-министр России Михаил Мишустин поручил закрыть места массового отдыха на курортах России до 1 июня в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. СОКРАЩЕНИЯ И РЕМОНТЫ По словам заместителя директора департамента по развитию апарт-отелей Becar Asset Management Николая Паны, наиболее популярный среди отельеров способ снижения затрат – это сокращение персонала, ведь именно фонд оплаты труда составляет главную статью расходов. "Для снижения убытков владельцам придется оптимизировать штат", - соглашается заместитель директора, руководитель подразделения индустрии гостеприимства компании CBRE Татьяна Белова. Если закрытие будет полным, то убытки можно минимизировать за счет оптимизации расходов – здания консервируются, продукты не закупаются, рассуждает партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. Остаются расходы на персонал, но эту статью на курортах с выраженной сезонностью традиционно регулируют – на высокий сезон нанимают дополнительный персонал, в низкий сезон работают минимум сотрудников, замечает она. Смирнова предполагает, что некоторые средства размещения могут быть также задействованы как больницы, особенно санатории, если ситуация будет ухудшаться. "Некоторые объекты хотели бы воспользоваться временным простоем для ремонта – реновации, если, конечно, это будет физически возможно", - добавляет она. "Есть надежда, что санатории смогут переформатироваться и обеспечить внутреннего потребителя безопасными услугами и условиями изоляции гостей в отдельных шале, домах, коттеджах. Это наиболее безболезненный выход из ситуации", - считает руководитель проектов отела гостиничного консалтинга JLL Ангелина Самадова. Кроме того, говорит она, операторы и владельцы отелей будут пытаться договориться о мерах поддержки от государства. При этом представитель JLL обращает внимание, что организация процесса закрытия или консервации отеля также требует вложений. НЕ ХУДШИЙ СЦЕНАРИЙ По мнению директора департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Ольги Широковой, закрытие курортов и пансионатов с 28 марта по 1 июня – это плохой сценарий, но не худший. В результате его реализации есть шанс открыть все заведения на летний период, и предоставить возможность регионам, исторически демонстрирующим высокие показатели загрузки в сезонный летний период, заработать, пусть и пропустив один-два месяца. "Пропустить летние месяцы, особенно июль-август для российских курортов более критично, нежели "разгоночные" апрель и май. В прошлом году, например, когда было холодное лето, весной туристический поток был ниже, чем обычно, но за оставшийся период удалось нагнать. В случае открытия объектов 1 июня, у индустрии будет шанс наверстать", - поясняет Широкова. Оптимистично настроен и Пана, обращающий внимание на новости о постепенном восстановлении внутреннего туризма в Китае. Бизнес постепенно приходит в себя – уже сейчас видна позитивная тенденция по количеству запросов на поиск туров и внутренних путешествий в материковом Китае. Даже международные операторы (Marriot International, IHG) начали постепенно открывать ранее закрытые в связи с распространением коронавируса отели. "Таким образом постепенное восстановление началось в течение двух - двух с половиной месяцев с момента жесткого государственного контроля распространения заболевания", - резюмирует он. К началу летнего сезона ситуация выправится, и на фоне ограничений поездок за рубеж мы будем наблюдать рост спроса на внутренний туризм, поддерживает коллегу заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International Евгения Тучкова. Смирнова же считает, что на полное восстановление сегмента понадобится полтора-два года. А вот Белова полагает, что этот период будет зависеть от ситуации с вирусом и наступлением пика. Как бы то ни было, конкуренция среди отелей на этапе возвращения туризма к жизни будет жесткой, заключает Самадова.