Войти в почту

Спрос на перелеты по России упал на 60%

Объем бронирований авиабилетов на неделе с 30 марта по 5 апреля 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019 года упал на 59%, отмечают аналитики сервиса Aviasales. Не помогло удержать пассажиров даже снижение цен. Средний чек снизился на 13% до 5 546 рублей. По данным компании Biletix, снижение составило 30%. Сейчас падение на внутреннем рынке авиаперевозок нарастает. Если бронирования с вылетом на неделе с 23 по 29 марта по сравнению с предшествующей неделей снизились на 37%, то на следующей неделе (с 30 марта по 5 апреля) снижение составляет 57%, отмечают в Aviasales. Впрочем, показатель может измениться после того, как этот период был объявлен нерабочим. Объем бронирований авиабилетов на июнь-июль 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упал на 36,5%, при снижении среднего чека на 12%, до 9 950 рублей. Однако к лету тенденция может измениться, каждый второй путешественник покупает авиабилеты за несколько дней до вылета, то есть в последний момент, отмечают аналитики. Тем не менее, внутренние авиалинии не помогут заместить выпадающие доходы из-за закрытия международных маршрутов, считают эксперты. Удельная выручка на пассажиро-километр на внутренних рейсах значительно ниже, чем на международных маршрутах, поясняет "РГ" старший директор по корпоративным и суверенным рейтингам "Эксперт РА" Дмитрий Сергиенко. На рынке создается избыток провозных емкостей, признали в беседе с "РГ" представители авиакомпаний. "В текущей ситуации крайне сложно принимать долгосрочные решения. Мы рассматриваем все доступные возможности задействовать самолеты на внутренних направлениях", - в частности, отметили в S7. Сейчас идет волна возвратов билетов из-за карантинных мер К тому же сейчас началась волна возврата уже купленных билетов по России из-за отмены многих мероприятий и введения карантина. В S7 пассажирам, купившим билеты до 4 марта предлагают обменять их на более поздние даты или другие направления. В авиакомпании "Уральские авиалинии" пояснили "РГ", что пассажиры, которые имеют билеты на российские направления, но вынуждены отказаться от перелета по причине отмены мероприятия, "могут оформить возврат денежных средств в соответствии с правилами применения тарифа". В итоге кризис может докатиться и до местных авиакомпаний - также падает спрос и идут возвраты за билеты, отметил в беседе с "РГ" председатель Ассоциации малой авиации Якутии Иван Лукин. Одна из региональных авиакомпаний уже выплатила пассажирам более 35 миллионов рублей, привел он пример. На фоне усугубляющейся ситуации агентство Fitch накануне изменило прогноз по рейтингу крупнейшего российского авиаперевозчика - "Аэрофлота" на "негативный". Выручка на пассажиро-километр у компании снизится на 100% в апреле-мае 2020 г. и на 80% в июне относительно предыдущих ожиданий, а затем начнет постепенно восстанавливаться, полагают аналитики. Как подчеркнул представитель Fitch в беседе с "РГ", данные заключения касаются только конкретной авиакомпании и не относятся ко всему рынку. Для российской авиационной отрасли в целом наступает сложный период, даже при благоприятном сценарии при отсутствии поддержки ее ожидает череда дефолтов и банкротств, отметил в беседе с "РГ" заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По его мнению, в зоне риска находится вся отрасль, за исключением "крайне небольшого числа компаний". В 2019 году доходов российских авиакомпаний едва ли хватало на покрытие операционных расходов, лизинговых платежей и процентных расходов по займам. В 2020 году очевидно возникнет куда более существенный дефицит, говорит эксперт. Для сохранения отрасли необходимы скоординированные меры поддержки, считает он. Возможность банкротства авиакомпаний ранее признали в Росавиации. По оценкам ведомства, убытки авиакомпаний до конца года могут превысить 100 млрд рублей. В первоочередном пакете мер правительства предусмотрена отсрочка по взысканию налогов для предприятий туристической и авиационной отраслей.

Спрос на перелеты по России упал на 60%
© Российская Газета