Войти в почту

Маркировка молочной продукции создала проблемы дальневосточным фермерам

Сегодня внедрение обязательной маркировки средствами идентификации, а говоря более понятным нам языком - нанесение QR-кода, добралось до молочной продукции. Пока кодировать свой товар никого не обязали, идет эксперимент. Но скоро он закончится, и подумать об изменениях придется всем. Завершиться тестовый этап должен был, кстати, еще месяц назад, 29 февраля. С 1 июня планировали начать повсеместное внедрение маркировки. А с 1 декабря запретить продажу молочных товаров, на которых отсутствует код. Но к моменту окончания эксперимента стало понятно, что …ничего не понятно. Как безболезненно внедрить новую систему, не знает никто - ни сами "молочники", ни представители региональных минсельхозов. Чтобы разобраться досконально, этап тестирования продлили до 31 марта. Но подходит к концу и этот срок, а ясно пока только одно: ни крупные, ни мелкие производства не готовы к нововведениям. - Никто из производителей упаковки, с которыми мы работаем, в ближайшее время не планирует наносить маркировку, - говорит директор по производству молочной продукции амурского производственного комплекса "Серышевский" Константин Киселев. - Значит придется это делать нам непосредственно в процессе выпуска товаров. На каждую производственную линию надо закупить оборудование. Один комплект стоит около 1,5 миллиона рублей. Нам требуется восемь аппаратов, чтобы оборудовать все линии, а это уже 12 миллионов. Сумма огромная даже для крупного предприятия, но и она не итоговая. Нужно установить специальные программы, которые тоже не выдают бесплатно, потратиться на обслуживание и амортизацию техники, нанять сотрудников, а это дополнительные расходы на зарплату и налоги. - По предварительным подсчетам, не менее 16 миллионов рублей потребуется выделить сразу на оборудование и еще 2,7 миллиона отдавать ежемесячно на зарплаты новых работников. Это без учета затрат на отбраковку продукции с нечитаемой маркировкой, которая может составить до десяти процентов всего выпуска, - подводит итог Константин Киселев. Представители завода обратились в министерство сельского хозяйства Амурской области с просьбой на федеральном уровне задать вопрос о целесо­образности нововведений. Но и там не уверены, что смогут как-то повлиять на ситуацию. - Это не единственное предприятие, которое жалуется на введение маркировки как на избыточную меру, - призналась начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности министерства Елена Романова. - Нам открыто говорят, что готовы просто игнорировать ее, поскольку не в состоянии нести такие затраты. Какие-то из предприятий точно закроются. Среднему предприятию потребуется выделить сразу не менее 16 миллионов рублей на оборудование и еще 2,7 миллиона отдавать ежемесячно на зарплаты новых работников - Вы знаете, мы только пережили введение "Меркурия", на который тратили колоссальные деньги и силы… Он, между прочим, тоже нацелен на то, чтобы убрать с рынка фальсификат, и со своей задачей справляется, есть примеры. А теперь новая головная боль, - вторит хабаровский фермер Михаил Утробин. - Я не говорю, что толку от маркировки не будет. Но для небольшого производства затраты на ее внедрение неподъемны. Мне недавно звонила девушка, два года назад она приобрела коз. Сейчас в панике. Что делать? Продавать? А кому они нужны, кто у нас хочет на земле работать? Да никто! Животные могут просто пойти под нож. И это не выдумка. С другим фермером встречался. Потухшие глаза, полнейшее отчаяние. И те же мысли. Я еще не подсчитывал, сколько точно надо потратить, но уже сейчас могу сказать, что придется либо значительно увеличить стоимость продукции, либо искать другие решения. Например, можно скооперироваться. Но разве это правильно? Допустим, организую я кооператив, фермеры понесут молоко мне, я, как владелец чуть более крупного производства, переработаю. Да, для меня это выход. Но я считаю, что это нечестно по отношению к другим. Им придется сдавать свое сырье мне за бесценок. Отменять решение о внедрении маркировки пока никто не планирует, хотя временные рамки опять сдвинулись. Начать регистрацию производителей в системе теперь намереваются с 1 июня. С декабря текущего года наносить коды будет необходимо на все товары длительного хранения, а с марта 2021-го - на продукцию со сроком годности меньше года. Какие даты станут окончательными, точно еще не известно. Инициатива идет "сверху". И производители предполагают, что, если решение принимается на государственном уровне, они могли бы, пусть на первоначальном этапе, рассчитывать на финансовую поддержку. Однако никаких компенсаций затрат на покупку оборудования не предусматривается. В лучшем случае можно лишь рассчитывать на субсидии из региональных бюджетов. - Помощь предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности оказывается только в рамках краевой и муниципальной программ поддержки малого и среднего предпринимательства, - заявили корреспонденту "РГ" в министерстве сельского хозяйства Хабаровского края. - Молокоперерабатывающие предприятия могут воспользоваться субсидией по возмещению затрат в соответствии с подпрограммой "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности", - отмечают в минсельхозе Сахалинской области. С необходимостью внедрения кодов уже смирились поставщики алкоголя и табака. Предприятия, в ассортименте которых представлены эти товары, успешно работают в новых реалиях. Поэтому сомнений в том, что маркировке молока быть, не остается. Но какой станет цена этих изменений? Насколько поднимется стоимость одного из самых необходимых товаров? Сколько производителей уйдет в "тень"? Сколько коров и коз отправятся на скотобойню? Пока эти вопросы остаются открытыми.

Маркировка молочной продукции создала проблемы дальневосточным фермерам
© Российская Газета