Дурят нашего брата №40. Где найти защиту от мошенников?
Сегодня расскажем не об очередном способе обмана, а об эффективной мере защиты от обманщиков. Самая действення мпера - правовой ликбез. Лучше показаться дураком и задать сто вопросов, чем не задать ни одного и этим дураком оказаться. Во Владимире вот уже три года действует проект «Защита потребителя» Молодёжного союза юристов. Это бесплатная юридическая помощь в случаях из серии «я хочу вернуть некачественный товар», «подписал бумаги не глядя», «хочу получить компенсацию за плохо оказанную услугу» и т.д. В проект обращаются в основном люди пожилого возраста – на платного юриста у них нет денег, да и дорогому эксперту выгоднее довести дело до суда, тогда как 80% потребительских споров можно решить в досудебном порядке. - Чаще всего люди покупают какую-либо вещь, которая им не особо и нужна (комплект дорогостоящих постельных принадлежностей, массажеры, тренажеры или же комплекс косметологических или медицинских процедур) на так называемых "бесплатных презентациях" и "розыгрышах призов», - рассказывает руководитель проекта «Защита потребителя» Татьяна Кузьмина. - На деле же все эти мероприятия сводятся к активной продаже той или иной продукции. Ситуация осложняется ещё и тем, что, как правило, на подобные мероприятия люди ходят без денег, но с паспортом. Поэтому хитрые продавцы давно наладили взаимодействие с банками и продают свою продукцию тут же в кредит, зачастую называя его рассрочкой. А уж как расстараются организаторы: бесплатное мероприятие, красивейшая презентация, огромные скидки «только сейчас», даже такси до дома. И ведь с точки зрения закона не подкопаешься – всё легально. Просто агрессивные продажи. Но люди, особенно женщины, до сих пор на это клюют. Никуда не делись и обходы по подъездам. Это и продажа фильтров для воды и всевозможных газоанализаторов и медицинских приборов по ценам, которые на порядок выше рыночных. - Совсем недавно люди жаловались на «специалистов», предлагающих профилактику и регулировку окон ПВХ, которые за свои услуги брали столько, что за эти деньги можно установить новые окна, - говорит Татьяна Кузьмина. Люди жалуются в Роспотребнадзор, но, по словам организаторов проекта, ни один государственный орган не имеет полномочий защитить имущественные права потребителей, даже если накажет недобросовестных предпринимателей штрафом. А регламент Роспотребнадзора, например, не позволял «посадить за стол переговоров» конфликтующие стороны. Хотя большинство потребительских споров можно урегулировать мирно. Среди обращений немало претензий к медицинским организациям. К примеру, с одной из частных клиник Владимира судится пенсионер. Медики позвонили ему напрямую и уговорили пройти обследование. Мужчина согласился, но после медицинских манипуляций ему стало только хуже, так что пришлось обратиться в муниципальную поликлинику, а заодно за помощью к юристам – услуга частных врачей оказалась некачественной. Частная же клиника вознамерилась в качестве компенсации оказать пенсионеру дополнительные услуги. Заключать контракт мужчина не захотел, но медики убедили его поставить подпись в неких документах. Как оказалось, это был новый договор. Оспаривать его законность теперь предстоит в суде при помощи экспертов проекта «Защита потребителя». В 2019 году специалисты проекта «Защита потребителя» проконсультировали более 1030 человек, как на личном приеме, так и по телефону горячей линии. Только в прошлом году юристами «Защиты потребителя» было выиграно более 20 судебных дел и в пользу потребителей взыскано 3,5 миллионов рублей. Вот инструкция от юристов проекта. Эти правила не помешает распечатать и повесить на видном месте в квартире ваших родственников и друзей, которые очень любят делать покупки и ходить на всевозможные презентации. - Никогда не соглашайтесь на приобретение того или иного товара или услуги, не ознакомившись в реальными ценами у конкурентов, дабы потом не жаловаться, что заказали что-то в пять раз дороже, чем в магазине. - Внимательно ЧИТАЙТЕ КАЖДЫЙ ПУНКТ договора! Не понимаете, что написано? Обратитесь к родственнику или юристу. - Прежде чем заключить договор или пойти на какое-то мероприятие посоветуйтесь с родственником. Порой со стороны намного легче принять взвешенное решение, чем под впечатлением от общения с мастером по продажам. - Не передавайте свои документы людям, которым вы не доверяете. - Не поддавайтесь на индивидуальные скидки и предложения в стиле "только сегодня и только для вас". - Принимая решение о заключении договора с кем-то, обязательно ознакомьтесь с отзывами в Интернете. - Не стесняйтесь и консультируйтесь у юристов. Телефон горячей линии проекта «Защита потребителя» 8920 920 25 15. Консультации также можно получить на сайте potrebitel33@yandex.ru, а также на страницах соцсетей https://vk.com/potreb33 и https://www.facebook.com/groups/potreb33/.