«Красное и белое», «Макфа» и «Увелка». Как остановить переезд крупных компаний из Челябинской области
Дисбаланс экономики В Челябинской области 10 компаний обеспечивают около 30 % поступлений в бюджет. Это свидетельствует о серьезном структурном дисбалансе экономики области, считает председатель комитета по инвестициям и инновациям Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Сергей Колобов. «Большинство из этих предприятий входят в состав инорегиональных промышленных групп, и центры их прибыли вынесены за пределы области. А значит, значительная часть налогов уходит мимо», – отмечает Колобов. Доходы бюджета Челябинской области по прогнозам будут расти В региональном минфине предполагают рост поступлений в бюджет области от налога на прибыль организаций «Конечно, то, что 30 % налогов обеспечивают 10 крупнейших компаний, это плохо. Но, к сожалению, встречается повсеместно: и в Китае, и в США есть игроки, которые занимают максимальную долю рынка, в том числе и по доходам в бюджет. Это неизбежность. И такие компании надо поддерживать, но развивать и другие секторы экономики», – считает старший партнер ГК «Авуар» Алексей Овакимян. Эксперт приводит пример Липецкой области, где основную часть доходов бюджета обеспечивал Череповецкий меткомбинат. Но власти создали условия для поддержки малого и среднего бизнеса и «размыли» долю комбината в структуре доходов бюджета. Естественно, что регион заинтересован в сотрудничестве с крупным бизнесом, ведь от их благополучия напрямую зависит бюджет. И власти разными путями выстраивают взаимодействие с предпринимателями. Но, несмотря на усилия, в последние 15 лет Челябинская область по разным причинам потеряла несколько крупнейших налогоплательщиков. «Большие компании меняют юрисдикцию, а это свидетельствует о том, что в регионе не слишком комфортно. Налогоплательщики уходят в Уфу, Екатеринбург. От нас ушли «Красное и белое», «Макфа», «Злак» (ТМ «Увелка»). Где-то по политическим мотивам, где-то просто из-за среды. И чтобы их вернуть и переманить к нам другие компании, нужно работать экономическому блоку», – говорит доцент Высшей школы экономики Татьяна Кузнецова. Эксперты рассказали «ФедералПресс» о планах еще одного предприятия пищевой индустрии перерегистрироваться в другом регионе. Компанию называть собеседники отказались, так как не хотят создать дополнительные проблемы с налоговой. Налоговая давит Все крупные предприятия уже сегодня имеют доступ к существующим мерам поддержки и, как правило, эксклюзивные условия их использования, отмечает Сергей Колобов. «Поддерживать надо не крупнейших, а тех, у кого есть потенциал стать крупными, целенаправленно выращивая налогоплательщиков. Меры поддержки должны быть направлены и на стимулирование появления новых налогоплательщиков, диверсификацию экономики области и устранения ее структурных перекосов. Сегодня это, увы, не так», – считает Сергей Колобов. «Полномочия региональных властей слишком ограничены, чтобы компаниям дать что-то еще, – подтверждает Алексей Овакимян. – Крупный бизнес достаточно активен, и его слышат. На заседания Союза промышленников и предпринимателей области приезжает губернатор, выслушивает предложения, и отказов, насколько я помню, не было». Если есть какие-то претензии властей к бизнесу, то они касаются экологических программ, отмечает Овакимян. В остальном проблем не возникает – ситуаций, чтобы собственник предприятия стучался к власти, а его не услышали, в последнее время не было. По мнению эксперта, у крупного бизнеса больше проблем с налоговой, чем с региональной властью. «Но у налоговой службы тоже ситуация безвыходная. Как я понимаю, им ставят планы по налогам. А за счет кого эти планы можно выполнить? Только за счет тех, у кого есть прибыль. И чем крупнее компания, тем выше налоговый риск. С другой стороны, у них есть возможность защищаться – у таких компаний, как правило, хорошие юристы, и некоторые даже побеждают в спорах с налоговой». Сергей Колобов также считает, что для развития бизнеса необходимо принятие и соблюдение прозрачных и справедливых правил игры. В частности, важно исключить практику установления налоговым органам планов по штрафам. «Увеличение налоговой нагрузки (налогообложение земли и недвижимости по кадастровой стоимости, рост НДС и неналоговых сборов) в условиях падающей экономики – это в итоге самоубийственно для бюджета», – утверждает эксперт. Как считает Татьяна Кузнецова, региональные власти в этой ситуации должны сами выйти на диалог. «К сожалению, налоговые органы Челябинской области известны своим жестким подходом к работе, не слишком компромиссным. Но налоговая инспекция – федеральная структура, не подчиняющаяся правительству Челябинской области. И с ней надо договариваться». Кузнецова отмечает несколько направлений в поддержке крупного бизнеса: налоговое администрирование, работа с судами, льготирование, открытый доступ крупнейших налогоплательщиков к руководителям экономического блока. «Чтобы не постфактум информировать об изменениях, а оперативно вместе решать проблемы. Министр должен сам взять и поехать в налоговую, и если какие-то споры в судах – попытаться понять и помочь». Удержать всеми силами Со своей стороны власти пытаются обеспечить понятные и стабильные правила игры. В конце 2019 года губернатор объявил об Индивидуальном плане инвестиционного развития Челябинской области. В документ вошло 314 проектов общим объемом финансирования более 620 млрд рублей. «У нас масштабных инвестиционных проектов нет, поэтому меня беспокоит динамика роста инвестиций. Нас интересуют новые производства с высокой добавленной стоимостью, которые позволят диверсифицировать экономику», – отметил ранее Алексей Текслер. В министерстве экономического развития Челябинской области рассказали об основных направлениях работы с крупнейшими налогоплательщиками. В целом всю работу можно условно разделить на несколько направлений: финансовая поддержка (льготы и кредиты), инфраструктура и кооперация, а также взаимодействие с властью. Так, с 2019 года регион активно включился в работу над законопроектом «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации». Это значит, что условия для инвестора не будут меняться в период реализации его проекта. Однако эксперты сомневаются в реальной неизменности условий. В первую очередь потому, что меняются не законы, а их интерпретация. Так, например, в декабре Верховный суд уточнил норму, по которой решения общего собрания в ООО должны заверяться нотариально. А если этого не произошло, то предприятие должно выплатить штраф. «У нас миллиона три юридических обществ – это значит, надо три миллиона уставов поменять сейчас. Эта норма где-то в недрах Гражданского кодекса жила, но никто не знал, что она есть и ее надо применять. А пленум ВС сказал, что надо. Казалось бы, такие мелочи, но они показательны», – говорит Алексей Овакимян. Собеседник «ФедералПресс» приводит и другой пример: недавно изменили интерпретацию налога на добычу полезных ископаемых и в четыре раза увеличили платеж для щебеночных карьеров. Теперь компании вынуждены судиться с налоговой и обращаться в различные инстанции, чтобы решить проблему. С налоговыми льготами примерно такая же ситуация. Получающие их предприятия регулярно судятся с налоговой. Об этом свидетельствует большое количество дел на сайте арбитражного суда. «Налоговое регулирование и программы для бизнеса излагаются сложным языком, поэтому требуются специальные познания, чтобы понять, а что же имелось в виду, – говорит управляющий партнер «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Евгений Ковалев. – Многие с этим не справляются. Поэтому необходимо еще на этапе получения преференций бизнесу обеспечить тесное взаимодействие с налоговой и региональной властью. Чтобы предприниматель понимал, что он законно претендует на налоговые льготы». Для структурных изменений в работе с бизнесом нужны и кардинальные меры. Как отмечает Сергей Колобов, в последние 20 лет в экономике региона отмечено две тенденции: деиндустриализация и сокращение производства высокотехнологичной продукции. Чтобы избежать дальнейших проблем с налоговыми поступлениями, эксперт предлагает на законодательном уровне закрепить государственную регистрацию предприятий по месту нахождения производства. Еще одна идея – кардинально изменить закон о банкротстве, цель которого – просто ликвидировать предприятие вместо оздоровления. «А на уровне области разработать и принять программу реиндустриализации экономики региона», – говорит Колобов. Инфографика: Елена Майорова Фото:Евгений Поторочин