Войти в почту

Бюджет прогнали через ЦБ - Государство покупает государственный Сбербанк за госденьги

Обывателю со стороны совершенно непонятны эти «финансовые манипуляции». С одной стороны – Центробанк, который формально независим от государства, но, как говорится, мы все всё понимаем. Деньги там, во всяком случае, точно государственные. С другой стороны – государственный банк, с третьей стороны – Минфин, то есть опять государство. Из одного госкармана собираются переложить в другой госкарман около 2,8 трлн рублей. Что-то тут не то, подумает обыватель. И будет прав. Юридически всё выглядит изящно, хотя и мудрёно. ЦБ, по идее, как главный регулятор не должен выступать собственником крупнейшего банка, потому что тут есть конфликт интересов. Об этом говорится уже лет десять и даже больше. Хотя, с другой стороны, такого самостоятельного и влиятельного, вхожего в какие надо кабинеты топ-менеджера, как Герман Греф, не очень-то отрегулируешь. И, в общем, нельзя сказать, что ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной его как-то уж сильно «гнобил». Но почему при этом просто не передать одну госсобственность на баланс другому государственному ведомству, не гоняя туда-сюда триллионы? Ну хотя бы потому, что в нашей странноватой экономике у всех, в том числе у государственных институтов, органов и структур, есть свои вполне рыночные, а также корпоративные интересы. Все они в какой-то мере хозяйствующие субъекты, которые при этом играют ещё и в свои аппаратные игры. Финт Набиуллиной Есть так называемое бюджетное правило. Согласно ему все нефтегазовые доходы, получаемые сверх так называемой цены отсечения (в прошлом году 41,2 доллара за баррель нефти марки Brent), поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ). И когда его размеры превышают 7% ВВП, то всё, что сверх этого уровня, можно тратить в инвестиционных государственных целях на окупаемые инфраструктурные проекты. Скажем, на определённые нацпроекты. Но нельзя тратить, заметим, на текущие расходы. До момента накопления в фонде 7% ВВП все его средства должны размещаться на депозитах и счетах ЦБ, который инвестирует их только в высоколиквидные зарубежные активы. Сейчас в ФНБ недостаточно ликвидных средств, чтобы сразу купить весь пакет Сбербанка. Сделка растянется, таким образом, на несколько лет. В Минфине рассчитывают, что первая необходимая сумма (примерно на треть пакета) появится в течение 12 месяцев. Акции будут переходить в собственность покупателя по мере их оплаты. Так почему вообще надо платить ЦБ деньги? Потому что бесплатно отдавать Сбербанк глава ЦБ Эльвира Набиуллина не хочет. И главный аргумент вот какой: в последние годы ЦБ и без того сильно потратился на санацию проблемных банков. Решение о каковой подчас было сугубо политическим, а не рыночным. Например, ЦБ сейчас принадлежат крупные банки, взятые на санацию в 2017 году. Это объединённые с Бинбанком «Открытие» и Промсвязьбанк. И деньги, вырученные от продажи госпакета Сбербанка, могут пойти на затыкание этой дыры, чтобы не печатать новых денег и не разгонять инфляцию. Тем более что с 2017 года все дивиденды Сбера (более 400 млрд рублей в прошлом году) выплачиваются правительству, то есть Минфину, тогда как раньше ЦБ оставлял часть себе. По закону Центробанк до 2022 года был бы обязан сохранять эту формулу, напрямую перечисляя дивиденды Сбера в бюджет. Но это уже не раз вызывало недовольство Набиуллиной, которая опять-таки ссылалась на санацию крупных банков и большие расходы. В частности, убыток ЦБ в 2017 году составил 435,3 млрд рублей, в 2018-м – 434,7 млрд рублей. Глава ЦБ уже предлагала вернуться к прежней системе зачисления дивидендов в доходы регулятора. Но теперь вопрос снимается. После перехода контроля над Сбербанком правительству оно и после 2022 года будет получать дивиденды, как после 2017 года, только уже напрямую. Важным моментом в этой до конца непонятной сделке (закон ещё не принят, и даже законопроект не опубликован на момент написания этой статьи) является то, что Герман Греф уйдёт окончательно из-под опеки Эльвиры Набиуллиной Греф выходит на свободу При этом ЦБ от продажи госпакета Сбера получит далеко не все деньги. Поскольку по закону он отдаёт 75% своей прибыли в бюджет, то продажа пакета в Сбере – это тоже прибыль, и, по идее, ЦБ придётся расстаться с большей частью этих денег. Зато именно эти деньги (уже с 2021 года ЦБ перечислит в казну 1,2 трлн рублей), согласно одной из уже выдвинутых версий, можно будет пустить на выполнение социальных обязательств, о которых заявил в пакете с конституционными поправками Владимир Путин. На соцпособия и материнский капитал, в частности. Тем самым можно будет обойти бюджетное правило. Поскольку поступления от ЦБ (75% прибыли от продажи госпакета Сбера) засчитываются в ненефтегазовые доходы бюджета, то на эту сумму, теоретически, можно увеличить общие бюджетные расходы, в том числе на социальные нужды. Таким образом, деньги ФНБ, по сути, пойдут на текущие расходы (что запрещено бюджетным правилом, напомним). Кроме того, у чиновников правительства расширится на пару-тройку триллионов масштаб «рулимых» ими денежных потоков, что, с аппаратной точки зрения, всегда рассматривается как бонус. Всего, как известно, объявленные в ежегодном послании Федеральному собранию Путиным меры поддержки российских семей потребуют дополнительно 3,8 трлн рублей из федерального бюджета до 2024 года. Важным моментом в этой до конца непонятной сделке (закон ещё не принят, и даже законопроект не опубликован на момент написания этой статьи) является то, что Герман Греф уйдёт окончательно из-под опеки Эльвиры Набиуллиной. В последние годы у них было немало разногласий. Например, Сбер не хотел подключаться к системе быстрых платежей ЦБ, поскольку ранее запустил собственную аналогичную систему. Также в 2020 году заканчивается срок действия нынешней стратегии Сбербанка. Новую стратегию предстоит уже согласовывать с новым акционером. Греф мечтал превратить бывший советский неповоротливый монстр в ИТ-компанию, которая способна конкурировать с такими гигантами, как Google, Amazon и Facebook. Набиуллина же была не в восторге от этой затеи, поскольку банки, по её разумению, не должны создавать экосистемы, ибо это как минимум может снизить конкуренцию на финансовом рынке. Теперь новый совет директоров может оказаться сговорчивее по отношению к новым планам Германа Грефа. Кроме того, передача контроля Сбера от ЦБ к Минфину вовсе не означает отказа от планов приватизации банка в будущем. Что станет уже темой новых рассуждений. Сейчас в свободном обращении находится 48% акций Сбербанка (в том числе 45% у нерезидентов). Кроме того, оплата сделки из средств ФНБ, странность какового действия всё же до конца пока не получила однозначного разумного объяснения, может несколько обуздать аппетиты других лоббистов, претендующих на свой кусок ФНБ-пирога. Таких кусков там будет меньше из-за надобности расплачиваться с ЦБ. Идея «дербанить ФНБ» давно гуляет по некоторым околовластным коридорам. Теперь появился благовидный предлог (подкинуть детишкам из многодетных семей на молочишко), под которым это можно начать делать. Михаил Касьянов, политик – ЦБ не должен владеть никакими коммерческими банками. Он регулятор, а не участник рынка. Он отвечает за то, чтобы они исполняли требования, которые он сам в том числе устанавливает. Поэтому эта мера [продажа Сбербанка] сама по себе правильная. Вопрос – нужно ли это делать сейчас? У правительства лишние деньги? Что такое сегодня случилось, что нужно именно сегодня это сделать? Когда мы знаем, что шесть лет подряд падают реальные доходы населения, пенсионеры нищают. И сейчас мы тратим два с половиной или сколько там триллионов на Сбербанк. Повторю, это правильная мера, ЦБ не должен владеть коммерческими банками. Но нужно ли правительству эти деньги платить?

Бюджет прогнали через ЦБ - Государство покупает государственный Сбербанк за госденьги
© Версия