Реновация в Москве: проблем больше, чем перспектив
В ходе реализации программы реновации в ряде районах Москвы возникли проблемы – дома или отдельные квартиры не соответствуют необходимым нормам. Где-то застройщики предлагают квартиры меньше, чем в которых живут москвичи. Все это обсуждалось 30 января в ходе круглого стола в Мосгордуме: «Реновация: проблемы и пути их решения». Противоречия в законодательстве Представитель Группы защиты прав москвичей по реализации реновации Анастасия Крючкова очертила ряд проблемных вопросов, связанных с публичными слушаниями: «На публичных слушаниях, прошедших в прошлом году по поводу реновации, мы видим большое количество высотных трущоб, которыми предлагают застроить районы Москвы в нарушение обещаний мэрии. Из 59 проектов планировки территорий, охватывающие 9 округов города (827 домов) следует, что средняя этажность составляет 20 этажей. Домов до 14 этажей всего лишь 20 процентов, хотя нам обещали малоэтажную застройку. 44% - дома выше 22-х этажей. При этом в СМИ подается недостоверная информация о средней этажности 12,5 – 14 этажей. Кроме превышения нормативной плотности застройки, существует и ряд других моментов. Так, проекты москвичам предоставляются без обоснования, почему они именно такие. Пора формировать методические указания для глав управ об общественном контроле, что это такое, почему он важен и на чем основан. Это явление будет в Москве всячески расширяться и власти не должны ему препятствовать. Во многих проектах планировки нет информации по численности парковочных мест, а в ряде районах скрывают протокол учета мнений – люди не получают подробный протокол, где указывается мнение жителей». Помимо этого, она говорила о противоречии московского законодательства о публичных слушаниях федеральному. «Пункт 3.1 № 282-ПП противоречит Градостроительному кодексу Москвы. Он гласит, что проект планировки состоит из основной части, которая подлежит утверждению и материалов по ее обоснованию. Если открыть Градостроительный кодекс, то в нем говорится, что материалы на публичных слушаниях должны быть представлены в полном объеме. Градостроительный кодекс Москвы противоречит федеральному кодексу в части участия жителей, которые работают на территории, располагающихся в границах публичных слушаний. Эти противоречия необходимо устранить», - добавила Крючкова. Далее выступили ряд муниципальных депутатов и активистов, рассказав о ряде негативных тенденций, сопровождающих реновацию в их районах. Проблемы в районах: недостаточное озеленение, отсутствие контакта властей с противниками реновации, слабая обеспеченность новых домов необходимой инфраструктурой Представитель инициативной группы Дмитровского района Валерия Востокова обратила внимание на проблемы озеленения в кварталах реновации. «На старте программы реновации было предложено создание объектов рекреации в виде парков и садов. В 2014 г. Дмитровском районе началось возведение крупных жилых комплексов «Город и летний сад». Сверхплотная застройка территории не позволяет разместить на данной территории даже сквер. Нужно увеличивать площадь озелененных территорий, но этого не произошло. Негативная ситуация наблюдается с компенсационным озеленением – в него были включены технические зоны и кладбища. Весной прошлого года жители обратились к префекту САО с просьбой создать новый парк в одном из кварталов реновации, но в проекте реновации парк отсутствует. Ситуация с сохранением и проектированием новых озелененных комплексов напряженная. Необходимо исключить возведение любых объектов капитального строительства на озелененных территориях и в кварталах реновации предусматривать площадью от 0,5 га для создания скверов и не менее 2 га для парков», - сообщила Востокова. Муниципальный депутат района Измайлово Надежда Загордан пожаловалась на не допуск на публичные слушания жителей и активистов, настроенных против предложенных властью планов: «В Измайлово происходит застройка зон, которые ей не подлежат. Первые слушания пытались провести накануне майских праздников (30 апреля), но затем перенесли. Жители района собрали 1000 подписей с просьбой рассмотреть их замечания к проектам. В итоге был получен ответ, что рабочая группа не запланирована. Через полгода вынесли тот же проект. В управе, где проходили публичные слушания, был введен внутриобъектовый режим. Жителей и муниципальных депутатов просто не допускали на экспозицию. Против активистов общественного контроля развернули кампанию в интернете, газете управы, вывешивали листовки. Происходило принуждение бюджетников, в частности членов организаций инвалидов и ветеранов с требованием голосовать за проект планировки. Кроме того, приводилась специальная массовка из других районов». Елена Лебедева из инициативной группы жителей района Нагорный выражала недовольство отсутствием учета мнения противников проектов, представленных на публичных слушаниях. По ее словам, слушания сопровождаются множеством нарушений: «В ноябре прошлого года в Нагорном районе прошли публичные слушания, на которых было множество отзывов «против» со стороны жителей. Они против увеличения плотности застройки более чем в 3 раза, предельной высоты жилых домов до 80 метров, сноса здания 628-й школы и строительства дороги на улице Криворожская, дом 5. За 5 дней была собрана 1821 подпись против утверждения изменений, выявлены многочисленные нарушения в процедуре проведения публичных слушаний. Так, нарушены права инвалидов, которые не могли подняться на 2 этаж здания ввиду отсутствия лифта и пандуса, за проект проголосовала 11-летняя девочка. Окружная комиссия не предоставила возможности ознакомиться с книгами учета регистрации и отзывами, нет возможности идентифицировать около 1000 человек и понять, имеют ли они отношение к району (кто зарегистрирован, кто собственник, кто работает). Не учтены сотни голосов против проекта. В протоколе 1715 отзывов за проект, но как выяснилось в ходе поквартирного обхода, многие не поддерживали его. Нарушения исчисляются десятками». Муниципальный депутат Лосиноостровского района Виктория Миронова утверждала об отсутствии желания властей идти на контакт с москвичами – противниками реновации: «Главная проблема – органы исполнительной власти не идут на контакт с людьми. В Лосиноостровском районе на публичных слушаниях большинство отзывов жителей о проектах было негативным, но их почему-то не хотят учитывать. Мы не можем добиться встречи с Москомархитектуры, чтобы обсудить проблемы. Это приводит к возмущению людей, росту социальной напряженности». Муниципальный депутат от района Северного Измайлово Екатерина Силаева сделала акцент на недостаточной обеспеченности новых домов, строящихся в рамках реновации, социальной инфраструктурой: «Проекты реновации, которые проходят общественные слушания, совершенно не обеспечены социальной инфраструктурой по действующим нормативам, закрепленным в Градостроительном кодексе Москвы и федеральных законах. В районе Восточного Измайлово под снос идет помещение детского реабилитационного центра «Солнечный круг», выбранного стартовой площадкой для строительства». Несовершенство публичных слушаний, невыполнение обещаний мэрии, нарушение прав автомобилистов и налоговая дискриминация С обширным докладом выступил активист партии КПРФ Клим Лихачев. Он обвинил мэрию Москвы в обеспечении нужного результата с помощью подконтрольной массовки бюджетников, чему противостоял общественный контроль оппозиционных активистов. «Когда жители стали активно участвовать и запрашивать протоколы публичных слушаний, чиновникам это не понравилось. В 2019 г. в Москве сформировался общественный контроль за проведением публичных слушаний. Реакция властей была сугубо негативной: руководство управ и префектур вызывало полицию. На одной из сессий Мосгордумы была признана проблема массовых нарушений в публичных слушаниях: участие массовки с других регионов, принудительное привлечение сотрудников «Жилищника», управ. Общественный контроль стал это фиксировать, выявлять фальсификацию протоколов публичных слушаний по планировке территорий. Нельзя, чтобы публичные слушания ушли в интернет, а также нужно принять поправку в закон, чтобы исключить возможность участия работников коммунальных предприятий в слушаниях. Общественный контроль должен быть закреплен постановлением правительства Москвы или решением Мосгордумы», - заявил Лихачев. Он также задал ряд вопросов представителям московской городской власти, которые остались, правда, без ответа ввиду отсутствия их на мероприятии. «Почему проектировщики не предоставляют расчеты и нормативы, исходя из которых выполнены проекты планировки территорий, вынесенные на публичные слушания? Почему сотрудники ЧОП, управ выталкивают москвичей на место голосования и на каком основании сотрудники ОМВД Москвы проводили задержания активистов на публичных слушаниях? Почему не выполняется обещание мэра о строительстве домов этажностью от 6 до 14? У нас этажность выше 22 этажей выше 50%. В Долгопрудном, например, у новых домов нет никакой необходимой инфраструктуры, но людям уже предлагают переселяться туда», - негодовал Лихачев. По его мнению, в ходе реновации происходит нарушение прав владельцев автомобилям, которым продают парковочные места, хотя должны предоставлять их бесплатно. «Не меньшее опасение москвичей вызывает вопрос с размещением частных автомобилей в кварталах застройки. 3 года спустя после старта программы реновации не принято решение о судьбе машиномест в подземных парковках в будущих реновационных домах. Не озвучен порядок их передачи со всем общедомовым имуществом участникам программы, переезжающих в дома с подземными парковками. Должно быть разработано постановление правительства Москвы, основанное на статье 36 Жилищного кодекса РФ. Заявления чиновников об их продаже жильцам по стоимости от 2,5 до 4 млн рублей, или сдачу в аренду недопустимы. Коммерческое использование общего имущества без решения собственников жилья является нарушением закона. Абсолютно все 59 представленных проектов реновации в 2019 г. показали неготовность властей раскрывать информацию о нормативном количестве машиномест в парковочных пространствах. Согласно постановлению правительства № 515 на каждые 90 квадратных метров жилья должно быть одно парковочное место, но этого не соблюдается», - констатировал Лихачев. Кроме того, Лихачев рассказал о недочетах в налоговом законодательстве, из-за которых дискриминации подверглись участники реновации, не получившие положенных им метров жилья: «При реализации программы те москвичи, которым не смогли обеспечить предоставление равнозначного жилья (то же район, то же количество комнат, жилая площадь не меньшая, а общая – больше) подверглись дикриминации. Люди получали денежную компенсацию за недополученную жилплощадь, но она облагалась налогом, хотя это социальная программа, идущая третий год. Эта проблема была создана искусственно. Данная категория граждан должна быть освобождена от налогообложения». Необходимость совершенствования процедуры публичных слушаний и ужесточения контроля за качеством отделки домов признал депутат Мосгордумы от «Единой России» Александр Козлов: «Совершенно необходимо проводить усовершенствование процедуры публичных слушаний. Классическое либо уход в электронные способы изучения общественного мнения является предметом дискуссии. Нужно понимать, какой должен быть зал, на 500, 5000 человек или вообще соберем «Олимпийский», чтобы спросить каждого. Предстоит совершенствовать и процедуру принятия квартир на предмет качества отделки, благоустройства. Есть моменты с некачественной отделкой, нужны нормативные сроки их устранения. Также мы выступаем за усиление общественного и парламентского контроля, чтобы был нормальный диалог между властями, жителями и активистами. Что-то необходимо делать с недобросовестными застройщиками, обещающим людям «золотые горы» по реновации, но принуждающими их к подписанию платных договоров». Депутат Мосгордумы от КПРФ Дмитрий Локтев рассуждал о негативных долгосрочных последствиях реновации – переуплотнении населения, чересчур высокой стоимости жилья и росте социальной напряженности: «То, во что превратилась реновация, очевидно, будет иметь долгосрочные негативные последствия и неизбежно приведет к социальному катаклизму. Последние события показывают, что эту программу распространят на все крупные города России. Так, в микрорайоне № 5 в Северном Тушино себестоимость жилого дома из монолита составляет 99105 руб за квадратный метр. Мы обратились к компании Price waterhouse Coopers, входящей в четверку мировых аудиторских компаний. Согласно ее данным, в Северо-западном округе себестоимость оставляет 79600 рублей за квадратный метр. Причем в него включены жилищные комплексы комфорт класса, находившиеся в стадии строительства. Какой вывод из этого напрашивается? Стоимость социальной программы выше, чем коммерческой. Также обращу внимание на соотношение площадей для переселения и продажи внутри микрорайона. Для переселения будет построено 207 тыс квадратных метров жилья, для продажи – 245 тыс. Внутри 5-го микрорайона планируется продать квартир на 48, 6 млд рублей. Что касается паркинга, то планируемая стоимость машиноместа составляет 1, 2 млн рублей. Не сумев найти средства для его покупки, жители будут парковаться у соседних домов, что приведет к росту социальной напряженности». Депутат Мосгордумы от Справедливой России Михаил Тимонов призвал ограничить плотность застройки и контролировать выполнение строительных нормативов: «Надо положить конец творящейся вакханалии, а именно ограничить плотность застройки и ее этажность, обеспечить строгое исполнение инфраструктурных и санитарных нормативов. В некоторых районах Москвы плотность население гораздо выше, чем в Лондоне. Публичные слушания – отдельная история, я сейчас состою в группе по оспариванию результатов двух слушаний, очевидно фальсифицированных. 17 депутатами Мосгордумы было подписано письмо о необходимости приведения публичных слушаний в Москве к федеральным стандартам. Мы получили ответ от Марата Хуснулина, когда он был вице-мэром о том, что городу это не нужно. Надеемся, что теперь, став вице-премьером, он пересмотрит свое отношение к данной проблеме». Муниципальный депутат района Лефортово от «Справедливой России» Александра Андреева вообще сравнила реновацию с геноцидом, агитируя за полную ее отмену. «Программа реновации – экспроприация крайне дорогостоящей частной собственности и депортации москвичей в крайне непригодные для жизни места. Это уничтожение природы, культурного наследия, искусственное перенаселение и так перенаселенного города, транспортный, экологический и социальный коллапс. Единственное решение – это полная ее отмена. В районе Лефортово в реновацию вошли 40 домов, 3 стартовые площадки, из них только один дом находится в более-менее приличном районе с точки зрения экологии. Вторая площадка находится в санитарно-защитной зоне 3-его Транспортного кольца, которую почему-то перестали считать таковой. Огромная площадка – в центре бывшей промзоны завода «Серп и молот», где 130 лет существовало производство тяжелой металлургии. По генплану там допустимо только нежилое строительство. Предельная плотность превышена в 4 раза, социальной инфраструктуры никакой. В итоге жилая площадь того, что хотят построить больше в 1,5 раза, общая – более чем в 2 раза. Власть отправляет значительную часть жителей района в бетонное гетто. Нужно выводить дома из реновации решением общего собрания собственников», - рассуждала Андреева. В целом, участники круглого стола выделили следующие проблемы: несовершенство и противоречия в законодательстве: Градостроительный кодекс Москвы противоречит аналогичному кодексу РФ; из-за пробелов в законах те, кто получал денежную компенсацию за неравнозначное жилье, облагались налогом; непрозрачное проведение публичных слушаний, обеспечение мэрией нужных решений с помощью подконтрольной массовки, отсутствие контакта властей с противниками реновации и не учет их мнения; невыполнение обещаний властей относительно этажности домов, строящихся в рамках реновации, переуплотнение жилой застройки; отсутствие на публичных слушаниях полной информации о расчетах и нормативах, исходя из которых выполнены проекты планировки территорий; недостаточное озеленение, слабая обеспеченность новых домов необходимой инфраструктурой; нарушение прав автомобилистов, незаконная продажа парковочных мест.