В Челябинск приедет Третьяковская галерея, в Миассе появится музей золота, а библиотеки по всей области превратят в образовательные центры. Глава минкульта Челябинской области Алексей Бетехтин рассказал о том, что нового ждёт южноуральцев в 2020 году. Наталья Зверева, «АиФ»-Челябинск: - Алексей Валерьевич, правда, что к нам весь год со спектаклями будут приезжать из Большого театра? Алексей Бетехтин, министр культуры Челябинской области: - Да, мы продолжаем сотрудничество с Большим театром. Как вы знаете, уже два спектакля Большого театра были представлены на челябинской сцене, а нашим артистам в прошлом году выпала возможность блеснуть талантами на сцене Большого. Столичный зритель принял их на ура. В этом году столичные артисты будут принимать участие в постановках нашего театра, проводить мастер-классы, также наш театр получит из Большого театра декорации и костюмы к балету «Дон Кихот». Премьера балета запланирована на февраль. Это уже вторая подобная акция, наш театр таким образом перенес на свою сцену оперу «Богема». Дали денег на постановки - Помнится, лет пять назад театральные труппы сетовали на полупустые залы. Сегодня зрители есть? - Есть, и в первую очередь возвращением зрителя театры обязаны новым постановкам. Второй год подряд на постановочные расходы выделяются средства, раньше такого не было, театры ставили новые спектакли за свой счёт, а счёт был скудным. Теперь у артистов появился стимул, преобразился репертуар, постановки стали качественнее и, как следствие, в театр потянулись зрители. - На этом фоне средняя цена билета выросла? - Да, ведь стало больше премьерных показов, а билеты на них всегда дороже. Конечно, социальная политика направлена на то, чтобы лучшие образцы искусства были доступны каждому жителю Челябинской области, но, тем не менее, мы стараемся соблюдать пропорцию вложений зрителя и государственных инвестиций. Если государство финансирует постановочные расходы и ремонты, то и зритель должен свою долю увеличить. Например, если в оперном подсчитать все затраты, связанные с посещением на одного человека, то 75% этого посещения оплачивает государство, и только 25% сам зритель. То есть при переходе театров на полную коммерцию зрителю бы пришлось платить за билет не 350 рублей, а все 1500. - Грубо говоря, посещаемость театров пока не компенсирует затрат, вложенных в них... - И не должна. Государственный репертуарный театр отличается от коммерческих, поскольку требует больше затрат на содержание, на декорации, на постановочные расходы... Это большие затраты, которые не отбивались никогда – ни при царе, ни при коммунистах, ни сейчас. Не надо путать профессиональное искусство с шоу-бизнесом, оно никогда не было и не будет самоокупаемым. - А что касается обветшалых сцен и обшарпанных кресел? - Прошлый год был объявлен годом театра и под этим знаменем на ремонты наших театров было направлено более 700 млн рублей. В Челябинске полностью обновлён фасад театра оперы и балета, Камерного театра, филармонии - концертных залов «Родина» и им. С.Прокофьева. Сейчас меняют плитку фасада у драмтеатра. В этом году начался капремонт в магнитогорском театре драмы, он продлится до 2021 года. Труппу распускать не стали, артисты пока выступают в ДК им.С.Орджоникидзе. Стараемся работать с опережением. С 2019 по 2021 годы запланирован капремонт Молодёжного театра в Челябинске, мы закончим его уже в этом году и приступим к ремонту кукольного театра, который также рассчитан на два года. Шесть роялей для оперного - Говорят, нацпроект «Культура» в нашей области буксует... - Неправда. По нацпроекту «Культура» поначалу было много непонятного, того, чего раньше никогда не было. Сама система подписания соглашения с Минкультом РФ вызвала много вопросов. Чтобы получить федеральные деньги, нам пришлось согласовывать все планы по их освоению с министерством финансов, с государственно-правовым управлением, с губернатором. Эта техническая работа требовала оперативности, поскольку сроки были сжатыми, пришлось работать в выходные и по ночам. Но мы справились и получили серьёзные средства на материально-техническое обеспечение учреждений культуры. Приобретены новые инструменты в музыкальные школы по всей области, в дома культуры, в театры. Челябинский оперный театр в рамках программы получил шесть роялей! Для сравнения: раньше рояль в область приобретался раз в 10 лет и за свои деньги. За год провели ремонты, закупили новое оборудование для 30 домов культуры в области, плюс глобальную реконструкцию провели в двух сельских клубах. Раньше таких прорывов не было, обычно в год мы могли себе позволить ремонтировать одно-два учреждения. Не забываем и про людей: на проект «Творческие люди» было направлено около 27 млн рублей. Это поддержка творческих проектов, организация культурно просветительских программ для школьников, переподготовка кадров. - Как сами работники сферы культуры отнеслись к тому, что их отправили на переподготовку? - С радостью, потому что раньше мы занимались этим фрагментарно, денег всегда не хватало. За 2019 год 375 человек – библиотечные и музейные работники, педагоги музыкальных школ и др. - прошли обучение и повысили свою квалификацию. - Вообще какой вопрос для вас больнее – финансовый или кадровый? - Сложный выбор. Когда я в восьмидесятые годы поступал в институт культуры, было 10 человек на место. Попасть в такой вуз считалось очень круто. К концу девяностых конкурс упал, сфера культуры перестала быть престижной для абитуриентов. Выпускник, попадая в клуб, долго в нём не задерживался, искал работу подоходнее. Произошла катастрофическая утечка кадров из сферы культуры. Дошло до того, что в учреждениях культуры осталось менее 40% дипломированных специалистов, остальных брали просто с улицы, без образования. Сейчас мы превысили 60%-ный барьер. Стали выполнять план по набору студентов. Всё-таки на престиж профессии сильно влияют социальные гарантии, а это и зарплата, и безвозмездная аренда жилья, и материально-техническая часть, на основе которой ведётся работа. Зайдите в библиотеку! - В декабре в Челябинске на публичных слушаниях по распределению городского бюджета на 2020 год депутат Иван Горнов предложил прекратить финансирование библиотек, потому что теперь у всех есть гаджеты и многие книги можно читать -онлайн, а библиотеки не актуальны. Что вы об этом думаете? - Наверное, он сгоряча это сказал, потому что ни разу не был в библиотеке. Советую сходить. Вообще всем, кто хочет чего-либо закрыть, я рекомендую для начала узнать, чем там занимаются. В наших библиотеках сегодня кипит такая бурная жизнь, что вам и не снилась. Нынче это не просто пункты выдачи книг, там идёт большая работа с детьми и пенсионерами, работа по ликвидации правовой безграмотности и освоению компьютера. Если в городе библиотеке можно найти альтернативу, то в сёлах её нет, там библиотека – душа посёлка, центр культуры, знаковый социальный объект. Не так давно я как раз показывал вице-губернатору Вадиму Евдокимову, чем сегодня живут библиотеки. Мы ездили в село Демарино Пластовского района. Приехали в библиотеку вечером. Смотрим, дети занимаются, ставят детский спектакль в театральном кружке. Тут же бабушки собрались, кто-то пирог принес... То есть у них там такой клуб по интересам. Я уже не говорю про периодику, которую сегодня может проплатить только библиотека. В сёлах людям не по карману выписывать газеты и журналы. А сельчан, которые бы ходили с гаджетами и читали журнал «Крестьянка» в электронном виде, представить трудно. В библиотеку они с удовольствием идут почитать, за советом, за юридической помощью, воспользоваться тем же интернетом, потому что в некоторых населённых пунктах он есть только в библиотеке. - Значит, библиотекам тоже выделяют деньги на развитие? - Конечно. В рамках нацпроекта «Культура» существующие библиотеки превращают в модельные, оснащенные современным компьютерным оборудованием и использующие в работе новейшие информационные технологии. Такие библиотеки будут сродни образовательным центрам. В прошлом году из федерального бюджета выделили 10 млн рублей и мы открыли две модельные библиотеки – в Сосновском районе и в Магнитогорске. Такая же библиотека появилась теперь и в Сатке, благодаря финансированию муниципалитета. На оцифровку библиотечных фондов наша область получила 600 тыс. рублей. В нынешнем году еще четыре библиотеки будут переоборудованы, оснащены современной аппаратурой и получат статус модельных библиотек. Лошадиную голову – в музей - В нашей области есть музей пельменя, музей напёрстков, будут ли появляться новые необычные музеи, открываться уникальные выставки? - Недавно у меня был директор миасской швейной фабрики, он предложил отреставрировать историческое здание в Миассе, некогда принадлежавшее золотопромышленникам, и открыть там музей золота. Идея сама по себе интересная, к тому же Миасс входит в туристический кластер «Синегорье». В музее можно будет увидеть так называемую репродукцию самого большого самородка золота, который был найден на Урале и назван лошадиной головой, услышать рассказы об истории золота и золотопромышленников, подержать в руках килограммовый слиток золота и сфотографироваться с ним. Инициаторы готовы отремонтировать здание за свой счёт, от нас нужна методическая помощь в части соблюдения закона о музейном деле. Нам нужно определиться, в каком статусе будет работать музей, будет это государственно-частное партнёрство, филиал миасского краеведческого музея или частный музей. А что касается уникальных выставок, то пару лет назад мы начали работать с музеями московского Кремля. Ежегодно из столицы к нам приезжает новая выставка, а открывает их сама Елена Гагарина – дочь первого космонавта и генеральный директор музеев Кремля. Так что южноуральцам теперь не надо ехать в Кремль, чтобы впечатлиться. Этим летом в Челябинске можно будет увидеть картины из Третьяковской галереи. У нас ежегодно проходит около пятидесяти местных выставок, а вот выставки такого масштаба в нашу область попадают раз в 5-7 лет, это считается редкой удачей. Китаю на Бажовке не место - Не кажется ли вам, что на минкульт совершенно несправедливо взвален проблемный пласт туристического направления? - Ну, теперь справедливость восстановлена: по инициативе губернатора мы передаём управление по туризму в министерство экономического развития Челябинской области. Вместе с семью сотрудниками. Отмечу, что пару лет назад подобная передача состоялась и на федеральном уровне. Когда в 2010 году это управление досталось нам от министерства спорта, оно состояло из двух человек и никто не знал, как заниматься туризмом. Тем более в нашем регионе. Туризм представлялся только какими-то походами с палатками и гитарами. Оказалось, что в сфере туризма у нас заняты лишь туроператоры внутреннего рынка и директора гостиниц и пляжей. Сегодня у нас много наработок, нас ставят в пример другим регионам, но удивительный факт: что бы мы ни делали, чего бы ни придумали, у нас получается событийный туризм. Бажовский и Ильменский фестивали, исторические баталии на Аркаиме, сплавы – всё это события, которые привлекают людей в нашу область. И если бы не эти мероприятия, гостей бы в нашем регионе было бы гораздо меньше. Бажовка и Ильменка стали нашими главными брендами. И здесь у нас абсолютная чистота жанра. Ведь многие фестивали сегодня скатились к тому, что рядом с представителями народных промыслов торгуют китайскими безделушками. У нас на фестивалях можно увидеть исключительно продукцию мастеров, заявки на участие рассматриваются очень строго. Увы, у нас не было полномочий помогать предпринимателям, занимающихся событийным туризмом. Минэконом этим как раз и займётся: бизнесменам нужны льготные кредиты, выделение земли и т.д. - Бажовка, Ильменка – всё это понятно, а новые фестивали будут? - В этом году нам предстоит провести фестиваль национальных культур, связанный с саммитами ШОС и БРИКС: в Санкт-Петербурге состоится деловая программа, а у нас – культурная. В Челябинске, Магнитогорске, Сатке выступят с концертами творческие коллективы из разных стран. Кстати, на открытие деловой части в Санкт-Петербург приглашён наш ансамбль танца «Урал», который будет представлять Россию. Минкульт – луч солнца - За время работы министром было такое, что вас где-то не узнали? - Если собираюсь куда-либо с рабочим визитом, то люди наготове, поэтому узнают. А если нет, то, бывает, не всегда. Но я и не шоу-звезда как Киркоров, чтобы меня узнавать. Недавно записался в одну из челябинских городских библиотек, чтобы моим читательским билетом могла пользоваться мама (у неё северная прописка, а она часто бывает в Челябинске и очень любит читать). Так вот в библиотеке меня не узнали. А может, сделали вид, что не узнали. Я не задумался над этим. Бывает, что узнают и совершенно неожиданно для меня. Например, на какой-нибудь базе отдыха идёшь, а тебе навстречу возглас: «О, министр культуры!» - За что вы любите свою работу? - Люди у нас очень хорошие. Мне кажется, сфера культуры – самая позитивная из всей социалки. В образовании, медицине в социальном развитии – одни проблемы. Только мы занимаемся праздниками, досугом, у нас всегда позитивные новости. И нет рутинности. Я бы не смог целыми днями трудиться у станка, хотя умею работать руками. Мне бы было сложно изо дня в день вытачивать одну и ту же деталь. А тут постоянно новые цели и задачи. - Что вас раздражает? Что вы считаете отсутствием элементарной культуры? - О, это очень длинный список! Больше всего меня раздражает неприкрытый мат, особенно сегодня этим грешит молодёжь. Не могу пройти мимо, когда в общественных местах громко матерятся, не обращая внимания на присутствие женщин, детей. Всегда делаю замечания матерящимся и буду делать, пока живой. Наверное, когда-нибудь нарвусь... Всё остальное меня так не задевает. Человеку можно простить незнание литературы, каких-то произведений, это вопрос образования. Культура – это система табу: чем культурнее человек, тем больше у него внутренних запретов. Я, например, не могу из машины выкинуть мусор. Где бы ни находился – на дороге, в лесу, видит меня кто-то или нет. И меня всегда бесят люди, которые беззастенчиво мусорят. Раздражает и шокирует звонящий телефон в кино и театре. Ведь всегда перед началом спектакля предупреждают – отключайте телефоны! Но у каждого второго человека есть синдром ложной уникальности. Он думает: всем сказали отключить телефоны, но мой-то точно не зазвонит. Кто мне может звонить-то? И человек телефон не отключает, а он звонит. И человек начинает его долго искать, чтобы отключить. А если телефон ещё и в женской сумке, то это вообще пиши пропало! Будет владелица долго в ней ковыряться, а потом еще не дай бог начнёт отвечать громким шёпотом. Надо отдать должное актёрам, как они это терпят. Ведь это всегда сбивает, особенно если идёт какой-то прочувствованный монолог, весь зал им дышит и живёт, а тут раздаётся треньканье мобильника. Раздражает, когда после спектакля весь зал аплодирует, а кто-то быстрее в гардероб за шубой бежит, поворачиваясь к актёрскому составу спиной. Это проявление неуважения. Радует то, что воспитанных людей у нас всё-таки больше.