«Беспрецедентное» неосвоение бюджета. Финансисты рассказали, как в России добиться стабильности
Темпов роста недостаточно Главный аудитор Центробанка озвучил прогноз экономического роста: он будет, но это не те темпы, на которых настаивает президент. «Часто звучат те или иные идеи, но многие забывают, что базовое условие – это макроэкономическая стабильность. Иначе высокий рост при высокой инфляции заканчивается плохо», – сказал Валерий Горегляд. Эксперт прогнозирует, что нацпроекты дадут прирост около 0,3 % ВВП. Неслучайно задача нового состава правительства – повысить эффективность бюджетных трат и добиться значимого роста экономики. «Мы рассчитываем в более серьезный вклад нацпроектов в темпы роста экономики. Но пока эффект для экономики от нацпроектов и тех трат, что мы понесли, нулевой», – добавил Горегляд. Пока Центробанк исходит из того, что в 2020 году рост экономики ускорится на 1,5-2%. К 2022 году предсказывается рост 2-3%. Существующих темпов роста экономики недостаточно. А ведь президент России поручил добиться того, чтобы темпы роста экономики России в 2021 году были выше общемировых. «Сегодня же мы имеем более низкий прогноз, но надеемся его изменить», – сказал Горегляд. По прогнозам Минэкономразвития, дополнительный рост реальных доходов населения составит около 0,5% за 2020 год. Снижение уровня бедности составит 1,3% без учета озвученных президентом мер, а совокупная прибавка к росту ВВП составит 0,3%. Всего до 2024 года государство выделяет 25,7 трлн рублей на реализацию нацпроектов. Задачи амбициозные: экономический рост, повышение уровня доходов и качества жизни людей. «Мы понимаем, что такие большие деньги требуют серьезного контроля, к которому надо включать не только органы власти, но и независимых аудиторов», – отметил аудитор. Пока же «общее исполнение нацпроектов – более 88%». И основная часть денег была освоена «в авральном режиме» в конце прошлого года. По мнению Валерия Горегляда, авральное освоение денег дает низкую эффективность. «В чем коллеги из Счетной палаты еще успеют убедиться», – добавил главный аудитор Центробанка. «Беспрецедентное» неосвоение бюджета В 2019 году Счетная палата провела мониторинг 8 из 13 нацпроектов. Как сообщила аудитор СП Татьяна Блинова, «были выявлены риски, которые влияют на результаты нацпроектов: низкий уровень освоения бюджета и беспрецедентные неосвоенные остатки денег на конец года». Блинова также отметила низкий уровень планирования, который выражается в том, что 55% показателей нацпроектов и 26% показателей госпрограмм не нашли отражения в планах деятельности федеральных органов исполнительной власти. «Если мы не планируем способы, ресурсы, инструменты, то вряд ли нас ожидает успех», – добавила аудитор. Нужны изменения и в управление нацпроектами, и в систему госуправления. Но не должны же чиновники сидеть и ждать проверок Счетной палаты. Надо суметь самим оценивать эффективность, а для этого качественно проводить внутренний финансовый аудит и ориентировать его на результат. Однако, по словам аудитора Счетной палаты, инструмент для этого пока не создан, и нужно обеспечивать аудит хорошими кадрами. Федеральное казначейство настроено более оптимистично. Национальные проекты реализуются всего год. Произошла кардинальная перестройка, созданы проектные офисы. Руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин рассказал, что Минфин России «блестяще справился с созданием системы электронного бюджета для управления нацпроектами». Паспорта нацпроектов есть в электронном виде, но там не всегда понятен результат. «Видно, что было закуплено оборудование для школ, но люди хотят видеть, в каких учебных заведениях и что за инструменты приобретены», – добавил Артюхин. Контроль и результат В стране создано много институтов развития. Даже слишком много, считает зампредседателя ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. По словам эксперта, каждый житель страны должен понимать, куда и как в этом направлении тратятся деньги. «Мы не прямой контрольный орган, но можем оценивать эффективность институтов развития как эксперты», – рассказала Ячевская. Если о результатах работы институтов развития эксперты дискутируют, то РЖД в своей работе уверены. Начальник Контрольно-аналитической службы генерального директора – председателя Правления ОАО «РЖД» Михаил Бесхмельницын рассказал о том, как в компании создали цифровых двойников своих объектов, которые помогают контролировать весь процесс перемещения грузов. «Каждый кусочек дороги надо максимально вовлечь в оборот», – сказал Бесхмельницын. В итоге была увеличена пропускная способность дорог за год с 96 до118 млн тонн, а грузовых контейнеров стало на миллион тонн больше. Партнер компании Ernst and Young Артем Ларин призвал привлекать в качестве «драйверов изменений» в национальные проекты частные инициативы. По его мнению, «частный эксперт может обеспечить качественное планирование», даже в госсекторе и быть «переводчиком с государственного языка на человеческий». Общественный контроль не допущен Есть много различных международных рейтингов, по которым сравниваются страны, например, индекс информатизации экономики и общества, индекс развития электронного правительства. Но директор центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО Элина Сидоренко считает, что «существующая аналитика весьма спорна», и мы вынуждены сравнивать Россию со странами, «с которыми она не сравнима ни по одному из ключевых показателей». По словам Сидоренко, нет связи между национальными целями и социально-экономическими условиями, в которых реализуются нацпроекты. «Мы на бумаге определяем цели, но нигде нет четкой аналитики, которая позволит сказать, что проект может дать тот результат, который мы хотим», – сказала эксперт. В отдельных случаях выходит, что KPI, который закладывается в основу того или иного проекта, «социально и юридически рискован». Представитель МГИМО считает, что вузы почти не вовлечены в обоснование того или иного нацпроекта и тех сумм, которые в него заложены. Кроме того, по мнению Элины Сидоренко, в России «нет прозрачности данных, чтобы подключался общественный контроль». Она привела в пример Казахстан, где каждый человек может проверить любую закупку, заходя и видя объект в базе, и сам пытается найти аффилированных лиц в этом проекте. Всю информацию, которую человек получает в этом ресурсе, он сразу отправляет в Генпрокуратуру Казахстана, которая реагирует. «У нас общественный контроль попросту не допущен к этому процессу ввиду отсутствия прозрачности данных», – рассказала Сидоренко. Сидоренко привела пример, когда организации вынуждены открывать несколько электронных цифровых подписей, чтобы взаимодействовать с контрольными органами в разных направлениях. «Сейчас вне рамок контроля находится искусственный интеллект, блокчейн, Big Data, поскольку система контроля персональных данных это ничто», – добавила представитель МГИМО. По мнению Элины Сидоренко, система должна работать на единых стандартах, а к процессу нужно привлекать юристов. Фото: ФедералПресс / Елена Сычева