Газеты опять оказались вне закона
И дело не в том, что покупатели расхватывают газеты и журналы. А дело в том, что прессу люди хотят покупать, просто сети не хотят ее продавать. Если выйти на станции метро «Семеновская», сразу окажешься у входа в крупный торговый центр. Народ редко обходит его стороной - здесь один из немногих в окрестностях сетевой продуктовый магазин, пусть и недешевый, зато удобно расположен. Вынырнув из подземки, люди забегают именно сюда и, прихватив с полок самое необходимое, отправляются к автобусным остановкам. Больших очередей тут не бывает, но от отсутствия покупателей магазин тоже не страдает. Еще несколько лет назад витрина с прессой занимала здесь почетное место недалеко от входа. Не сказать, чтобы выбор был огромен, но вместе с десятками видов кроссвордов и гламурных изданий можно было купить городские и федеральные газеты, а также самые популярные журналы. Среди них продавались даже те, что рассказывают про технику, науку и историю, - не самый ходовой товар по нынешним временам, но его здесь было предостаточно. Пару лет назад стеллаж переехал куда-то вглубь торгового зала и спрятался за полками с кормами для животных. Потом он уменьшился в размерах, журналов тоже стало заметно меньше. За газетами, похоже, никто не следил, и они валялись вперемешку. Сегодня в магазине можно насчитать лишь немного печатной прессы, дешевенькие бульварные романы и вездесущие кроссворды. Расположенный на соседней станции метро другой крупный сетевой магазин (мы специально не публикуем название сети, так как ситуация примерно схожа во всем федеральном сетевом ретейле) пошел по тому же пути: какое-то время газеты здесь еще появлялись, сейчас же они лежат где-то в углу, рядом с шампурами и углем для мангалов - самым неходовым зимой товаром. Что происходит с продажами прессы в крупных торговых сетях? Почему покупатели, лишившись большей части газетных киосков, не могут найти нужное издание там, где найти можно, кажется, все на свете? Оказалось, что наличие выбора - всего лишь видимость. В Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) сообщают, что средний супермаркет размещает максимум два стеллажа прессы, которые вмещают в среднем 100-200 наименований. Киоски же, напротив, продают от 700 до 1, 5 тысяч наименований газет и журналов. Но киосков мало. После реформы этой области торговли в Москве осталось 2 тысячи киосков прессы, хотя раньше их число зашкаливало за 4 тысячи. Люди привыкли ходить в расположенные неподалеку от дома супермаркеты и там покупать самое необходимое. Но, увы, газет и журналов в них уже осталось немного. В Союзе предприятий печатной индустрии (ГИПП) говорят, что издатели попали в ловушку: сокращение уличной розницы в силу экономических и политических причин достигло угрожающих масштабов. При этом «цивилизованная» розница не заинтересована в развитии торговли прессой, сокращая ее долю, конечно же, и без того не сравнимую с продуктовыми позициями. Причем сами представители ретейла тему сокращения продаж прессы комментируют неохотно. Генеральный директор и председатель правления акционерного общества «Магнит» Хачатур Помбухчан подчеркнул, что это внутренние решения компании и «никакого сговора против прессы» в «Магните» нет. В пресс-службе компании заявили, что о выводе печатной продукции из ассортимента речь не идет. Но сотрудники признают, что в некоторых магазинах «у дома» менеджеры вынуждены сократить продажи печатных изданий из-за отсутствия спроса или неэффективной дистрибуции. «Это было невыгодно как для торговой сети, так и для самих изданий», - подчеркивает представитель ретейла. С этим согласны и сами издатели, однако, проблема заключается в том, что до сих пор не налажено прямого диалога издателей и топ-менеджеров торговых сетей. В европейских странах в супермаркетах пресса является довольно выгодным для продажи продуктом, а все потому, что в процессе вышеупомянутого прямого диалога сторонам удалось найти взаимоприемлемые формы партнерства. Да, проблема решалась не за один день, но за счет удачного экспериментирования, согласования взаимных экономических интересов, привлечения рекламных и лоббистских возможностей СМИ удалось достичь поступательного роста тиражей и их продаваемости. В России же пока мы видим только первые робкие шаги на этом несомненно сложном, но очень перспективном пути. Здесь на сегодня главное - не упустить время, чтобы читатель не забыл, что покупать печатную прессу можно в супермаркетах, чтобы не утратил этой привычки. Что делать в такой ситуации? Лидеры медиаотрасли считают, что рынок печатных СМИ должно поддержать государство. Только тогда представители торговли и издатели смогут найти общий язык и устраивающие всех решения. Об этом «МН» рассказал вице-президент Союза предприятий печатной индустрии Александр Оськин. «Торговые сети распространяют прессу, но недостаточно и не везде. Я считаю, что нам необходимо разработать меры, которые могли бы стимулировать ретейл заниматься продажей печатных изданий. Для этого мы должны вместе обсудить предложения по льготам для торговых сетей в том случае, если они продают газеты и журналы. Я понимаю, что это не табак, не водка, не хлеб. Для того чтобы продажа прессы была выгодной, необходимо обеспечить налоговые, арендные, рекламные преференции. Хорошо, если издатели и супермаркеты вместе будут проводить совместные акции, которые стимулировали бы продажи не только прессы, но и остальных товаров. Если издатели и торговые сети повернутся лицом друг к другу, будут взаимные действия, то возникнет симбиоз, полезный для всех сторон», - считает Александр Оськин. О подробностях пока говорить рано. Союз между издателями и ретейлом - дело будущего, и никаких конкретных решений еще не существует. Но Александр Оськин напоминает о распоряжении президента России Владимира Путина о поддержке печатных СМИ, которое может стать толчком к совместной работе. Вот тогда в магазинах читатели смогут купить практически любую газету или любимый журнал. Наталья Пуртова. Фото: агентство «Москва»/К. Зыков