Окно в Европу — 2.0
Санкт-Петербург издавна считался российским «окном в Европу», но сегодня это выражение приобрело дополнительный смысл. Северная столица превратилась в крупнейший центр экспорта российского софта. Художник: Юрий Аратовский Санкт-Петербург поставляет на глобальный ИТ-рынок облачные платформы, среды для программирования, решения в области распознавания речи, а также широкий спектр услуг в области заказной разработки софта. В целом в городе около 600 ИТ-предприятий. Из них около 200 осуществляют экспортную деятельность. На долю информационных технологий приходится 25% всего экспорта Санкт-Петербурга. Петербургская компания Центр речевых технологий — разработчик систем синтеза, анализа и распознавания речи, — один из примеров освоения российскими программистами уникальной ниши. Продукция ЦРТ в области голосовой и мультимодальной биометрии широко известна в глобальном ИТ-сообществе. Успеха в этой области смогли достичь всего несколько компаний в мире. «Сейчас весь бизнес развивается в сторону платформенных решений. Если посмотреть на успешные бизнесы в мире, например на топ-10 крупнейших компаний, это будут экосистемы и платформы», — выделяет тенденцию Олег Глебов, директор по развитию международного бизнеса группы ЦРТ. Другие востребованные в мире программные продукты из Петербурга — среды для программирования JetBrains; системы в области ИТ-лингвистики «ЭГО-Транслейт»; веб-сервисы и сервисы интеллектуальной маршрутизации Jenesis, сервис для эффективной совместной работы Wrike. В числе новых на рынке команд — многообещающий технологический стартап Robbo: производитель робототехнических конструкторов, с помощью которых дети могут сконструировать и запрограммировать робота. Компания поставляла конструкторы в российские школы. Но неожиданная победа в конкурсе Google RISE Awards послужила трамплином к международной деятельности. Другая часть компаний создает программные решения и софт на заказ. Крупнейшие ИТ-сервисные компании: «Аурига», «Аркадия», First Line Software, «Нетрика». ИТ-сервисные разработчики для западных клиентов создают системы сбора и анализа больших данных, построения аналитических моделей, направленных на предоставление поддержки процессов принятия управленческих решений. «На рынке ИТ-сервисных услуг по разработке ПО российские, в частности петербургские компании, занимают нишу интеллектуальных продуктов. Благодаря такой национальной особенности, как склонность наших сограждан к более аналитическому восприятию мира, у нас есть определенные преимущества в сегменте программной инженерии сложных математических систем на основе технологий big data, искусственного интеллекта, нейросетей», — говорит Николай Пунтиков, основатель ИТ-сервисной компании First Line Software, которая 70% деятельности осуществляет на рынках США, Европы, Австралии. Основатель Robbo Павел Фролов подчёркивает важность учёта специфики локальных рынков и рекомендует искать в стране местного партнёра. «Например, когда мы выходили на рынок Таиланда, я не знал, что в стране принято делать подарки национально-значимым учреждениям. Мы приехали в школу, в которой учатся дети-инвалиды и которая находится под патронажем королевы-матери. Я ничего не взял в качестве подарка, поэтому подарил им разработанный в Robbo учебно-методический курс о том, как правильно учить детей создавать роботов. Тут нужно отметить, что в Таиланде презрительно относятся к любым инструкциям, спецификациям и мануалам. Ни в одной тайской школе у нас не взяли инструкции к наборам, хотя мы настойчиво просили обратить на это внимание. Сейчас та единственная школа, которая была вынуждена принять от нас спецификацию, выигрывает все локальные конкурсы по робоконструированию в стране, дети получили массу призовых мест», — рассказывает кейс из практики Павел Фролов. О локализации говорят и другие участники рынка. Евгения Городецкая, вице-президент по технологическому развитию группы компаний «ЭГО Транслейтинг», разработчика специализированных ИТ-решений для отрасли лингвистических услуг, подчеркивает важность локализации информации о продукте. «Локализация описательной информации о вашем решении необходима. Здесь важен комплексный подход, учет всех лингвистических тонкостей, культурологических аспектов, разности терминологий. Крайне актуальной проблемой остается и задача адаптации нейминга, переименования бренда компании, продукта, решения при выходе на другие географические рынки», — говорит Евгения Городецкая. Николай Пунтиков добавляет, что самая верная стратегия глобального развития бизнеса — органический рост по мере появления новых клиентов и благодаря хорошей репутации. «Иногда заказчики сами находят нас, как в случае с австралийским стартапом в области медицины. Заказчик с нуля придумал систему EMR (Electronic Medical Records). Позвонил в наш офис в США с запросом на разработку, и вот уже более 5 лет треть населения Австралии пользуется сервисом, разработка которого выполняется петербургскими инженерами», — делится предприниматель. В 2019 году ровно по такому сценарию компания вышла на рынок ЮАР, где готовится разработать цифровые решения для транспортной инфраструктуры Йоханнесбурга. Что касается других направлений ИТ-экспорта из Северной столицы, компания Genesis поставляет свои услуги в США, страны Западной Европы, ЮАР и Ближнего Востока. Robbo продаёт свои конструкторы в школы Финляндии, Великобритании, а также в Таиланд и Японию. Софт компании «Центр речевых технологий» можно найти в 60 странах мира. По данным «Руссофт» (подсчёт на общероссийском уровне), чаще всего российские технологии (данные 2018 года) покупают США ($224,3 млн), Германия ($141,9 млн) и Швейцария ($91 млн). Среди стран Азиатского региона — Китай и Индия, на долю которых приходится $90,8 млн и $52,3 млн соответственно. Автор: Тимофей Трудников