Иностранным агентам увеличили штрафы
Как поясняют эксперты, эти поправки являются так называемым «законом-спутником» к закону о СМИ – иностранных агентах, который был принят в ноябре 2017 года. За год в него было внесено много поправок. Последние изменения, которые были приняты в ноябре 2018 года, предусматривают наложение административного штрафа на физических лиц в размере 10 тыс. рублей, на должностных лиц — 50 тыс. и на юрлиц — 500 тыс. рублей. За повторное нарушение граждан будут штрафовать на 50 тыс. рублей, должностных лиц — на 100 тыс. и юрлица — на 1 млн. рублей. Такое наказание ожидает тех, кто распространяет материалы СМИ, признанных иностранными агентами, или же просто публикует «предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы», получая при этом иностранное финансирование. Чтобы избежать такого наказания, желающие работать с материалами СМИ - иностранных агентов или получать деньги из-за рубежа, необходимо учредить юрлицо для взаимодействия с Минюстом и в течение месяца после внесения в реестр уведомить об этом министерство. О своем статусе иностранного агента нужно упоминать в каждой публикации, а СМИ должны включать эту информацию и в выходные данные. В случае нарушения этого правила издание может быть заблокировано. Понятие СМИ — «иностранные агенты» появилось в российском законодательстве в 2017 году. По состоянию на середину декабря такой статус имеют 9 изданий: «Голос Америки», «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС), телеканал «Настоящее время», татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi), «Сибирь. Реалии», «Idel. Реалии», «Фактограф», «Кавказ. Реалии» и «Крым. Реалии». Как отмечает в комментарии «Веку» депутат Госдумы от фракции КПРФ Алексей Куринный, размещение рекламы иностранными компаниями в СМИ не подпадает под рамки этого закона. Он распространяется на иностранное финансирование и участие в политической деятельности». Но, по мнению депутата, другое дело, что это достаточно размытые понятия. «У нас были случаи, когда организации, занимающиеся помощью больным детям, которые выставляли какую-то политическую повестку и имели иностранное финансирование, либо какую-то помощь от благотворительных иностранных организаций, могли быть и даже признавались иноагентами. Фракция КПРФ, как известно, этот законопроект не поддержала», - заявил депутат. По словам парламентария, формально в законе нет четкого понятия иноагента. Остается не ясным и то, как определить факт получения средств. «Формально можно будет признать физическое лицо иноагентом со всеми вытекающими последствиями. Четко это в законе не разграничено. И совершенно непонятно, как будет трактоваться закон и работать правоприменительная практика. «Мы не против того, чтобы СМИ с иностранным финансированием получали соответствующую пометку, что будет нормально, в том числе и для восприятия граждан. Но все остальное, что там накручено, на наш взгляд, лишнее», - заявил «Веку» Куринный. По словам председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, деятельность зарегистрированных российских СМИ в отношении сотрудничества с иностранными организациями регулируется законом «О СМИ», где прописан запрет иностранцам иметь долю свыше 20% и установлено требование обязательной отчетности о получении средств из-за рубежа, а также законом «О рекламе». Действие нового закона на них не распространяется. Как отметил депутат в комментарии «Веку», закон создавался исключительно как ответная мера на недружественные действия со стороны западных администраций в отношении иностранных журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ, поэтому российская норма ориентирована на применение в отношении тех граждан, которые сотрудничают с иностранными лицами, признанными выполняющими функции иностранного СМИ-иноагента и получают за это вознаграждение. «Это созвучно позиции Конституционного суда, определенной в ходе рассмотрения случаев присвоения статуса «иноагент» некоммерческим организациям, что при рассмотрении подобного рода случаев необходимо будет доказывать связь между распространением или изготовлением материалов иносми-иноагентов и получением за это вознаграждения», - заявил «Веку» Левин. Что касается финансирования от российских юридических лиц, то, по словам депутата, речь идет о случаях, когда иностранное СМИ, выполняющее функции иностранного агента, в соответствии с требованиями законодательства учреждает российское юридическое лицо и начинает работать через него на территории Российской Федерации. Как говорит партнер юридической фирмы «Юстерс» Максим Чернавин, вступившие в силу поправки создают впечатление, что речь идет о двух типах иноагентов - физлиц: либо распространяющих информацию СМИ-иноагентов, либо получающих зарубежное финансирование и распространяющих любые материалы в Интернете. По словам его коллеги, старшего партнера адвокатского бюро «Титов, Кузьмин и партнеры» Андрея Кузьмина, конечно, если человек распространяет собственный контент, как, например, блоггеры, и при этом получает деньги из-за границы, то он может и не быть иноагентом, но доказать это будет непросто. «Формально доход, получаемый от YouTube, является доходом от иностранной организации», — поясняет он. По мнению Чернавина, под получение зарубежного финансирования могут попасть и доходы граждан РФ от продажи товаров на онлайн-биржах (например, eBay) или же сдачи квартир внаем иностранцам (через сервисы вроде Airbnb). Хотя авторы законопроекта неоднократно заверяли общественность в том, что принятие этих поправок никак не коснется обычных граждан, которые не принимают участия в общественно-политической деятельности, руководитель правозащитной организации «За права человека» (ликвидирована в ноябре 2019 года Верховным судом РФ по требованию Минюста за нарушение закона об иногентах) Лев Пономарев говорит, что изначально такие же обещания были и по поводу юридических лиц. «Обещали лишь чаще проверять отчетность, но потом все же стали ущемлять в правах», — говорит эксперт. Он убежден, что новый закон станет своего рода кистенем в руках власти и правоохранительных органов. «Избирательное применение к тем, кто наиболее достал власть — оппозиция и правозащитники», - отметил Пономарев. Шеф-редактор отдела «Литература» в Colta.ru Глеб Морев пишет: «Иностранные агенты» смогут писать в интернете только со специальной пометкой о своем статусе (что за пометка, предстоит решить Минюсту). Если пометки не будет или человек не захочет вставать на учет, его блог будет заблокирован Роскомнадзором. Но ведь фейсбук не будет никого блокировать из-за идиотского Роскомнадзора. Значит ли это, что заблокируют фейсбук? Или, как и сейчас, будут терпеть и утираться?» Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков, комментируя закон, отмечает: «Чтобы понять суть закона об иностранных агентах, нужно понять, что для власти наша страна живет в состоянии войны. Только вместо самолетов и танков – медиа, а вместо бомбежек – санкции. Наша власть к этой войне оказалась не готовой, поэтому и действует крайне неэффективно. В своих действиях власть занимает двойственную позицию: с одной стороны, Россия не готова вернуться к концепции полного тоталитаризма, особенно в сфере экономики, но, с другой стороны, в сфере политики готова закручивать гайки. Лишить финансирования центр «Левада», наступить на горло «Карнеги», забанить DW – это вполне прикладные задачи, для решения которых и закон принять не жалко. Проблема лишь в том, что Третья мировая идет не за окном, а в головах, сидящих в башнях, а потому все происходящее - не эффективно и губительно для самой страны». Обсуждаемые нами поправки вступят в силу 1 февраля 2020 года. И все опрошенные нами эксперты сходятся только в одном: законопроект открывает максимально широкие возможности для выборочного давления на отдельных физических или юридических лиц в зависимости от политической или общественной ситуации. Как законопроект будет действовать на практике, сможем понять уже только в следующем году.