Покупатели стали отказываться от похода в гипермаркет
Существенного роста рынка в следующем году также не предвидится, уверены в АКОРТ. Клиенты обращают больше внимания на промо-акции и специальные предложения магазинов. В 2019 году около 60 процентов покупателей старались найти подходящую акцию и только потом приобрести товар. Сократилось потребление товаров сегмента "премиум". А вот покупки товаров в низшем и среднем ценовых сегментах значительно выросли. "Платежеспособный спрос - один из важнейших факторов развития отрасли торговли. Пока самочувствие потребителей неудовлетворительное, это тормозит развитие и самой отрасли. Покупатели ориентируются на более дешевые товары, ждут промо-акций и специальных предложений. Буквально за несколько лет количество "охотников" за скидками увеличилось практически в 1,5 раза", - говорят в АКОРТ. В целом потребительское поведение изменилось. Поход в магазин покупатели теперь воспринимают не как удовольствие, а как вынужденную необходимость. "Этим в определенной степени объясняется и снижение популярности такого формата как гипермаркеты, сопровождаемое расцветом дискаунтеров", - добавляют в АКОРТ. Многие эксперты сходятся во мнении, что огромные продуктовые гипермаркеты свое отжили. Их доля в общей выручке продуктового ретейла сокращается. "Существенную динамику открытий мы увидим в секторе супермаркетов и магазинов "у дома". Действующие гипермаркеты взяли курс на оптимизацию торговых пространств. Операторы "отрезают" части площадей, чтобы исключить неэффективный ассортимент, сократить общие затраты и, конечно, снизить арендную нагрузку", - рассказал руководитель отдела разработки концепций компании CBRE Иван Артёмов. Люди перестали посещать гипермаркеты, потому что изменился "стиль" похода в магазин. Если 10 лет назад было принято в выходные отправляться в гипермаркет за МКАДом и закупаться там впрок, то теперь такой формат ушел в прошлое. Покупают меньше, но чаще. По данным АКОРТ, среднее количество позиций в чеке в этом году существенно сократилось, при этом частота походов в магазин увеличилась. В 2019 году покупатели стали чаще приобретать продукты из категории "фреш" и "супер фреш" с коротким сроком хранения. Из-за этого крупные ретейлеры уже начали менять свои концепции доставки свежих продуктов в торговые точки. В одну из торговых сетей группы товары категорий "фреш" теперь будут доставляться из отдельных фреш-платформ - компактных складов между большими распределительными центрами и магазинами. Такой формат способен обеспечить быстрый оборот свежих продуктов, которые будут поступать от местных поставщиков прямо на фреш-платформу, а оттуда - в местные магазины.