Миллиарды за KPI. Эффективность губернаторов стала залогом благополучия Сибири?
Стимул для развития Три сибирских региона получат внушительные гранты от правительства РФ. Субсидии перечисляются за наилучшие значения показателей эффективности деятельности губернаторов на основе рейтинга, для составления которого оценивались уровни бедности, образования, средней заработной платы, доверия к власти (а именно – к президенту страны), а также продолжительности жизни, естественного прироста населения и объема инвестиций в основной капитал. Анонсируя большой дар, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выразил надежду, что выделенные средства пойдут на решение наиболее важных вопросов. «Рассчитываю, что они будут направлены на развитие региональной экономики и социальной сферы, помогут решить ряд текущих задач», – заявил глава правительства. Многие из губернаторов отметили, что выделенные субсидии – мощнейший стимул для дальнейшей эффективной работы. Правда, для перехода от слов к делу необходимы определенные усилия со стороны местных (и федеральных тоже) властей, а именно – запуск процесса развития. Эксперты отмечают, что, с одной стороны, во многих сибирских регионах есть ресурсный потенциал, который дает им возможность стремительного развития. С другой – существует опасность того, что средства будут использованы неэффективно. В данном случае выделение средств регионам является последствием введенных в феврале этого года KPI (ключевые показатели эффективности. – Прим. ред.) среди губернаторов, куда входят три составляющие: отношение населения в регионе к федеральной власти, отношение к губернатору и областному правительству и оценка проведенной избирательной кампании. Профессор политологии Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» отметила, что в прошлом месяце был проведен аудит в регионах: состояние дорог, инфраструктуры, оживление различных отраслей. На основании полученных данных был создан интегральный рейтинг эффективности региона. И на самом деле речь идет о поощрении не губернаторов, а субъектов РФ, что играет позитивную роль. «Об этом говорят уже давно. В частности, о том, что нужно привязать деятельность губернаторов к выделению средств из федерального бюджета. Считаю, что эта привязка очень правильная. Если бы губернаторы все свои ресурсы, которые есть в регионах, использовали эффективно, то достигали бы определенных результатов. Не надо поощрять слабых. Анализ нужен, но поддерживать финансово – не в коня корм», – отмечает эксперт. По ее словам, поддержка федерального центра, безусловно, помогает регионам и является хорошим подспорьем для их развития. В фокусе проблем В итоге из внушительного списка сибирских регионов выбрали только три. Новосибирская область получила 1,37 млрд рублей, Омская область – 1,17 миллиарда и Томская – 810 млн рублей. В золотом списке не оказалось, например, Кемеровской, Иркутской областей, Алтайского и Красноярского краев, Республики Алтай, Тувы и проблемной Хакасии. Но на решение каких проблем могут быть использованы средства в озвученных трех регионах? Томская область. Власти региона признают, что с инвестиционным капиталом довольно трудно. Прошлогодняя покупка томского нефтесервисного предприятия СИАМ группой компаний «Интегра» (Москва) – одна из тех немногочисленных сделок, которых сегодня не хватает области для привлечения инвестиционного капитала. Их могло быть и больше, но инвесторы неохотно заходят в Томскую область, поскольку не видят потенциала для развития проектов. Также существует проблема невысокого объема экспорта из-за отсутствия развитых экономических связей с потребителями за пределами региона в России и за рубежом. Другая трудность – доминирование топливного сектора в структуре экономики региона, который в валовом региональном продукте составляет около 23 %. Для сравнения: доля научно-образовательного сектора в ВРП – около 8 %. И несмотря на то, что в регионе высок научный потенциал, наблюдается низкий уровень коммерциализации науки – плохо продаются наработки, отмечаются проблемы на рынке труда, мало управленцев и квалифицированных рабочих. Впрочем, ключевая проблема Томской области – неразвитость транспортной инфраструктуры. По мнению специалистов, именно она накладывает серьезные ограничения на развитие секторов экономики. Новосибирская область. Одна из главных проблем региона (особенно с приходом холодов) – ветхие коммунальные сети, которые с первыми морозами трещат по швам. В ноябре, когда температура воздуха на улице приближалась к отметке -30° С, несколько десятков домов Новосибирска и объектов социнфраструктуры оказались без тепла и горячей воды. Существует и проблема утилизации мусора. Из-за большой доли задолженности перед регоператором транспортировка мусора превращается в проблему для районов области, где наблюдаются стихийные свалки. И наконец, обманутые дольщики. Пикеты под окнами областного правительства и голодовки, кажется, становятся нормой жизни в Новосибирске, и проблема не нова для региона. Но власти решают ее: из бюджета региона в рамках масштабных инвестпроектов на предстоящие пять лет будет выделено почти 10 млрд рублей на строительство жилья, и часть средств потратят на доведение до конца проблемных недостроев. Волнует граждан и стоимость проезда в общественном транспорте: за два года тарифы выросли на 25 %, а люди выходят на митинги (один из таких пройдет 8 декабря в Новосибирске). Омская область. Проблемы региона, оказавшегося по уровню дотаций среди сибирских регионов на втором месте, хорошо известны не только жителям Прииртышья, но и федеральному центру. Экологические вопросы, ставшие для Омска проблемой № 1, регулярно попадают в топ федеральной повестки. Вместе с экологией страдает и инвестклимат, а крупные долгострои (Красногорский гидроузел, метрополитен и аэропорт Федоровка) давно стали мемами в социальных сетях. И еще проблема – отток населения. По данным Омскстата, в прошлом году из региона уехали более 27 тысяч человек. А за девять месяцев этого года побит рекорд – более 45 тысяч. Одна из основных причин – низкие заработная плата и качество жизни. «Омская область оказалась в числе лидеров, поскольку в регионе не проводились выборы, а лишь довыборы. Ничего сногсшибательного не происходило, и показатели ухудшиться не могли. Второй момент – Межрегиональный форум сотрудничества России и Казахстана, который привлек инвестиции из федерального центра и позволил привести столицу региона в более-менее порядочный вид. Эти факторы позволили войти в определенный пул лидеров и получить дотации федерального центра», – считает политолог Инна Ветренко. Кому на Руси жить хорошо? Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед полагает, что данную методику надо менять, поскольку она неэффективно оценивает возможности и потребности регионов. «Согласно параметрам, которые заложены в методику, остро нуждающиеся в деньгах регионы не могут претендовать на дотации. Хотелось бы изменить подход и определять выделение средств по потребностям регионов, а для этого необходимы программы развития и их финансирование, чтобы выходить на иной уровень самообеспеченности. В чем смысл опять затыкать дыры небольшими деньгами? Это же на пропитание и отнюдь не те деньги, на которые регион сам может что-то сделать. Они будут потрачены на сиюминутную расшивку каких-то проблем. Где снятие тех ограничений, которые не дают регионам развиваться?» – задается вопросом эксперт. Эту мысль подтверждает и тот фактор, что не всегда выделенные правительством РФ деньги хорошо осваиваются местными чиновниками. Яркий тому пример – Омская область. В конце ноября губернатор Александр Бурков отчитал кабмин за до сих пор неиспользованные на 100 % федеральные дотации, что может грозить довольно серьезными штрафными санкциями со стороны центра. История может повториться вновь, и не только с Омской областью. Экономист Олег Рой считает, что прогнозировать действия федерального центра довольно сложно. Выбор на Омскую, Новосибирскую и Томскую области пал в связи с тем, что они являются более показательными и во главе этих регионов стоят люди, выдвинутые президентом РФ Владимиром Путиным. «Здесь играют роль скорее политические и даже личностные факторы. Вопрос – как эффективно будут потрачены теперь выделенные средства. Я думаю, что ситуация с нерациональным использованием средств, в частности в Омской области, вновь повторится, потому что нельзя долгое время не поощрять бизнес, а потом вдруг в рамках саммита проявить некую щедрость. Все, кто мог, уехали из региона. В Новосибирской и Томской областях, думаю, будут более гибко реагировать. Нужно обеспечить ритмичность, ведь ни в одной стране нет такой централизации, как в России. Надо сделать так, чтобы сами регионы определяли, на что им тратить средства, в какой последовательности и в какие сроки. У нас все делается через центр», – резюмирует Олег Рой. Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед уверен, что в первую очередь надо оценивать, как власти того или иного региона в состоянии выполнить собственную программу. «А не выхваченный набор параметров по принципу «эти хорошие, а эти плохие». Для этого необходимо, чтобы программа была проработана, чтобы было видно, на что потрачены деньги, и действовал четкий график выделения денег. Тогда мы увидим результат», – уверен Игорь Меламед. Фото: РИА Новости / Михаил Климентьев, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Мицих, Дмитрий Барков