Антон Табах: «Одна из проблем состоит в том, что государственный сектор интегрирует в себя практически все»
Главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах в беседе с Иваном Медведевым подвел предварительные итоги года, проанализировав роль государства в экономике и возможные точки роста, а также то, какие шаги могут подтолкнуть экономику страны. Вторая половина ноября — это время, когда принято подводить промежуточные итоги года. С вами хотелось бы поговорить о масштабных планах. Из масштабных проектов из планов развития, заявленных до 2020 года, фактически исполненным оказался только план по инфляции. Как вам кажется, почему так? Антон Табах: Ну, стратегия развития России до 2020 года, реализация которой оказалась такой, что получили результаты, но совсем не те, которые закладывали. Часть проблем можно списать на геополитические факторы, на то, что прямо посередине реализации этой программы Россия оказалась во многом отрезана от технологий мировых финансовых рынков, а собственный финансовый рынок оказался не способен быстро мобилизовать нужные ресурсы. Дальше ответом было выстраивание государственной финансовой крепости с высокими процентными ставками, высокой собираемостью налогов и максимизацией государственных доходов. Нацпроекты — это идея более новая, соответственно, объявленная в 2018 году реализация должны была начаться в этом году, но гладко было только на бумаге, соответственно, запуск был отложен. В этом году вообще плохо с реализацией государственных расходов, потому что их зажали настолько, что даже зажатые не выполняются. Соответственно, основной центр реализации нацпроектов перешел на следующий год. Одна из проблем состоит в том, что государственный сектор интегрирует в себя практически все. Это не очень хорошо с точки зрения поощрения частной инициативы, это не очень хорошо с точки зрения привлечения финансирования, потому что понятно, что госсектор, даже если речь не идет о государственном финансировании, получает финансы на, скажем так, более выгодных условиях. Так было, и это с точки зрения рисков вполне понятно. И одна из глобальных проблем заключается в том, что огосударствление проникло практически во все сектора, даже там, где по мировым стандартам и по сложившейся практике роль государства обычно низкая. А в чем, как вам кажется, смысл наполнения бюджета, в том числе, с прямым повышением налогов за счет граждан и при этом засаливание профицитов зарубежных активов, в том числе в планово-убыточные евро и юани? Антон Табах: Потому что это научились делать хорошо. И второе — ориентация на стабильность. Соответственно, если научились хорошо давить инфляцию и собирать налоги, давайте будем работать в этом направлении. Можно отчитаться, что бюджет в прекрасном положении и инфляция действительно низкая. И уже совсем другой вопрос, что это сделано за счет кредитной нагрузки на предприятия и население, за счет выкачивания практически всех свободных средств из экономики, и того, что бизнес не инвестирует: остатки на счетах предприятий копятся, но не вкладываются. Соответственно, это инерция. Государство создало большие резервы и запасы, но основная проблема в том, что нельзя все время готовиться к черному дню. Собственно, тем государство и отличается от домохозяйства. Если государство все время экономит, если оно жестко зажимает расходы, особенно в той ситуации, когда госсектор является доминирующим, то это идет цепной реакцией по всей экономике. Соответственно, складывается ситуация, когда бизнес и население придавлены, люди — новая нефть, но при этом бюджет в идеальном состоянии, госсектор активно развивается и множится и, фактически, свободные деньги есть только у государственных структур. Что касается вложений в зарубежные активы, опять-таки, давайте будем продолжать в том же духе и накапливать. Так как долларовые активы сейчас стали рискованными, давайте вкладывать в евро и юань, а то, что у юаня есть склонность к его ослаблению, а по евро отрицательные процентные ставки по всем качественным бумагам, это уже является вторичным вопросом. И то, что хорошо работало лет 5-10 назад, не обязательно хорошо работает сейчас. Оно хорошо сработало, поэтому давайте повторять. Старый конь борозды не испортит. А есть ли возможность как-то сесть на условного нового коня и как-то стимулировать рост в нынешних условиях, в условиях сложившейся парадигмы? Антон Табах: Первое, что можно сделать, это войти в график по бюджетным расходам. Например, мы сейчас наблюдаем, то первые девять месяцев бюджетные расходы зажимались, а сейчас начнется активная трата денег просто, потому что нужно активно закрывать незакрытое. И, собственно, этот год рекордный именно по медленности расходов федерального бюджета и накоплению профицита. У нас ежегодно средства расходуются ускоренными темпами в последний квартал, это уже традиция такая. Антон Табах: Да, но не до такой степени, как сейчас. Условно говоря, раньше это было 75 на 25 недобора соответственно при пропорции, сейчас за первые девять месяцев чуть меньше половины запланированных расходов провели, а теперь будут нагонять. Понятно, что частично это стало традицией, необычно то, что уже были заложены, например, расходы на нацпроекты, которые шли очень медленно, в основном из-за согласования планов, потому что все это требует работы. Соответственно, что можно сделать? Во-первых, надо признать победу над инфляцией и то, что бюджетная консолидация крайне успешна и очень глубока и можно немножко расслабиться. Даже министерство финансов немного опустило рукава смирительной рубашки, которая была надета на бюджетный сектор, соответственно нужно обязательно учитывать, что налоги собираются лучше, чем планируется. Надо быть достаточно консервативным, но не до той степени, которая есть сейчас, когда на этом построена вся бюджетная политика. И второе, надо думать, как создавать возможности для развития, причем не только и не столько на базе госсектора. Регуляторная гильотина — очень хороший шаг, но пока он скорее коснется мертвых или редко применяемых нормативных актов. Государству нужно ограничиваться и не лезть в те сектора, где и так все неплохо. Это, наверное, концепция, которая должна занять свое место в умах представителей государства и бизнеса. И наконец, думать про развитие внутреннего спроса, потому что без него роста не будет, а сейчас объективно зарплаты стагнируют. В рамках нацпроекта, если удастся реализовать планы по демографии, тогда будут не слишком хорошо исполняться планы по доходам, просто потому что будет больше пенсионеров, больше детей и больше матерей, находящихся в декрете. Уже все забыли про создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, которые были в стратегии-2020. Часть рабочих мест становятся технологичными естественным путем. Но в данном случае это то, что нужно закладывать в бюджет: не строительство новых государственных империй, не улучшение налогового администрирования ради улучшения налогового администрирования, а именно думать о политике доходов.