У нас деликатный режим – деньги могут отмывать лучше, чем думает FATF
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) причислила Россию в ТОП-5 лучших государств, активно борющихся с преступной легализацией доходов. Банк России как основная структура, противодействующая отмыванию денег, с гордостью приняла похвалу международной организации. Однако Росфинмониторинг считает, что ЦБ РФ слишком либерально относится к правонарушителям. ДОЛГ.РФ решил опросить экспертов, чтобы понять, как в действительности обстоят дела в борьбе с легализацией преступных доходов, и соответствует ли Россия стандартам FATF. Почему Россия стала лидером? FATF оценила старания России в следующих отраслях: просвещение сотрудников финансовых организаций о рисках перечисления денег террористам, а также о последствиях незаконной легализации доходов; удачная практика риск-ориентированного подхода; ужесточение требований к руководителям финансовых организаций в части деловой репутации. Павел Ливадный, заместитель директора Росфинмониторинга, считает, что принятых Центробанком мер для борьбы с нелегальным отмыванием денег недостаточно. Он полагает, что стратегия регулятора слишком мягка даже по критериям международных стандартов. Однако для объективной оценки результатов борьбы с преступной легализацией прибыли нужно дождаться официальной расширенной отчетности FATF. Однако международная организация не отказалась и от критики Банка России. FATF недовольна тем, что: ЦБ РФ усиленно проверяет финансовые организации с низким уровнем риска несоблюдения антиотмывочного законодательства, при этом почти игнорируя внутренние процессы в компаниях с высоким уровнем риска в рамках выездного надзора; Центробанк ведет преимущественно дистанционные проверки, чем дает фору преступникам; финансовые организации в стране мало соблюдают нормы антиотмывочного законодательства; существенное снижение количества действующих в России банков. Несмотря на критику, Россия удовлетворяет FATF по 35 показателям из 40. Политика ЦБ ведет к монополизации российской банковской системы ДОЛГ.РФ в первую очередь хотел выяснить отношение банков к антиотмывочному регулированию со стороны ЦБ РФ. Однако «Сбербанк» и «Райффайзенбанк» отказались комментировать ситуацию, а другие банки из ТОП-10 по версии регулятора не ответили на запрос на момент публикации материала. Политика ЦБ ведет к монополизации российской банковской системы Надежда Захарова, проректор Омской Юридической Академии, руководитель компании «Норма Права», считает, что однозначно оценить политику Банка России, особенно в части изъятия лицензий у других финансовых организаций, сложно. Достижения нашей страны на международной арене хороши, но при этом страдает российское население и бизнес. «С одной стороны, похоже, что Центробанк противостоит кредитным организациям, занимающимся сомнительными операциями, с другой – политика ЦБ РФ ведет к монополизации российской банковской системы. Доля государственного банкового сектора уже составляет более 60 %. И, несмотря на то, что о надежности банковского государственного сектора спорить не приходится, ставки по депозитам в них ниже, чем в коммерческих банках, а ставки по кредитам для мелкого и среднего бизнеса существенно выше», – рассуждает эксперт. Надежда Захарова не считает антиотмывочную политику регулятора мягкой и либеральной. Она подчеркивает, что, если преследовать цель сберечь деньги, то в крупном государственном банке это, скорее всего, получится, но от обесценивания в государственном банке владения не защитить. Регулятор ведет выборочную политику Максим Березин, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, считает, что борьба с отмыванием денежных средств и иного имущества, полученного противозаконным путем, ведется несбалансированно. Эксперт указывает на то, что одни группы физических лиц, в число которых входят обычные клиенты банков, подвергаются избыточному контролю, в то время как другие группы лиц – наоборот, ослабленному надзору. «Избирательный подход в борьбе с отмыванием не устранен, поскольку покровительство и обещанное сокрытие пока являются обычаями в современной России. Остаются нерасследованными очевидные коррупционные случаи приобретения имущества лицами, занимающими должности во властных структурах, в том числе правоохранительных органах. В части политиков, судей, прокуроров, следователей не затрагиваются финансовым контролем их родственники, под прикрытием которых могут совершаться операции с доходами, полученными преступным путем», – делает вывод Михаил Березин. С мнением Михаила Березина согласен и Виктор Вахтин, руководитель службы взыскания p2b-платформы Penenza.ru. Он назвал подход ЦБ РФ избирательно-мягким и избирательно-жестким. Эксперт считает, что должны быть разработаны адаптированные механизмы применения правил, которые будут учитывать разницу в отраслях. Банковский ПОД/ФТ неприменим к краудлендингу. Например, иногда от операторов крауд-площадок требуют представления документов, которые при p2b-финансировании просто не оформляются. FATF впервые заинтересовалась МФО Более глобальный анализ отчетности FATF дал Олег Гришин, генеральный директор микрофинансовой компании (МФК) «МигКредит». Спикер считает, что Банк России не мягок и не жесток в реализации мер по борьбе с преступной легализацией денег, уровень контроля он называет адекватным. «Россия была поставлена на процедуру стандартного мониторинга, предусматривающую представление регулярных отчетов. Введение процедуры стандартного мониторинга считается положительным результатом оценки. Когда FATF выявляет серьезные недочеты противоотмывочной системы той или иной юрисдикции, она применяет меры, начиная от усиленного мониторинга и заканчивая включением в «черный список», – рассказал Олег Гришин. Руководитель микрофинансовой компании считает несправедливым, что оцениваются действия только ЦБ РФ. Реализация антиотмывочного законодательства предусматривает комплексную деятельность, в которой участвует и критикующий регулятора Росфинмониторинг, силовые структуры, финансовые организации, включая банки, МФК и брокеров, страховые компании. Кроме того, спикер также рассказал о сложностях во взаимодействии с Росфинмониторингом в части реализации мер по борьбе с преступной легализацией доходов. Например, в случае выявления мошеннических действий со стороны физических лиц. Если установлено и доказано, что имело место мошенничество, когда при оформлении займа были незаконно использованы персональные данные третьего лица, то статус сомнительной операции не должен распространяться на фактически потерпевшего человека. При этом МФК не может самостоятельно установить истинного получателя денег, чего требует финансовая разведка. Эти вопросы нуждаются в уточнении. Олег Гришин также рассказал, что микрофинансовые организации впервые вошли в орбиту интересов экспертов FATF. Этот сегмент не был изучен и понятен для представителей международной организации. Представители FATF детально интересовались методикой выявления подозрительных клиентов со стороны МФК, механизмом взаимодействия с Росфинмониторингом, а также в целом «антиотмывочной» проблематикой. Взаимодействие с международной организацией напрямую уже принесло позитивные плоды. FATF контролирует деятельность не только российских государственных органов. Недавно международная организация сообщила о том, что в Северной Корее и Иране ситуация с борьбой с преступной легализацией доходов – одна из тревожных в мире. FATF ожидает, что органы власти указанных стран смогут привести внутреннее законодательство в соответствии с международными стандартами.