Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов

Владимир Путин одобрил строительство автомобильного моста через Лену в районе Якутска: проект, на который еще с 2016 году претендуют китайские девелоперы, обойдется в пределах 80-85 млрд рублей. Это станет одним из самых дорогих мостовых сооружений в новейшей истории страны. Хищения были. А посадок нет Как водится в России, все мегапроекты, стоимость которых исчисляется десятками миллиардов рублей, одобряются лично Владимиром Путиным. Ну, или не одобряются – как было, например, со строительством высокоскоростной железной дороги от Москвы до Казани. Причем если проект казанской дороги активно обсуждался с 2013 года, то главным стопором для его одобрения стала заоблачная стоимость – 1,7 млрд. рублей, что неподъемно даже для щедрой Москвы. И это при весьма сомнительном синергетическом эффекте для экономики регионов, по территории которых должна была пройти дорога. А вот в случае с автомобильным мостом через Лену глава Якутии Айсен Николаев заявил, что экономический эффект для республики составит ежегодно 2,5-3% ВРП. Этого, мол, удастся добиться за счет повышения круглогодичной транспортной доступности: воедино окажутся завязаны Амуро-Якутская железнодорожная магистраль, три федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», также облегчится доступ к международному аэропорту Якутска (к слову, место базирования авиакомпании «Якутия») и Якутскому речному порту на Лене. Стоимость моста оценивается в районе 83 млрд. рублей. Но, как мы понимаем, это лишь предварительная цена, и она наверняка вырастет. Для сравнения: космодром «Восточный» (на строительстве которого, как теперь уже знает вся страна благодаря Владимиру Путину были гигантские хищения) обошелся в 300 млрд. рублей, а подготовка к Зимней универсиаде-2019 в Красноярске – в 80 млрд. рублей (и там, кстати, как заявил министр внутренних дел Владимир Колокольцев, также были хищения). Деньги просят даже Собянин и Беглов Пример властей Якутии, которые последовательно «пробивали» идею строительства моста на федеральном уровне с 2016 года (тогда же, кстати, и было объявлено, что интерес к мегапроекту проявляет китайская сторона), наверняка вдохновит и других губернаторов. Тем более, что последние месяцы о новых мегапроектах почему-то не слышно, хотя еще несколько месяцев назад главы регионов ими фонтанировали. Денег из федерального бюджета (на транспортные мегапроекты) просили даже Сергей Собянин и Александр Беглов, в вотчинах которых в нынешнем году прошли большие избирательные кампании. Видимо, теперь обещания старта новых «строек века» губернаторы придерживают к старту предвыборной гонки в 2020 году. А в будущем году избираться предстоит, например, врио главы Севастополя Михаилу Развожаеву, который уже анонсировал проект создания медицинского кластера в городе. Выборы будут и у Вениамина Кондратьева в Краснодарском крае, где наверняка реанимируют подзабытый проект строительства новой автотрассы «Джубга – Сочи» стоимостью 1,6 млрд. рублей. Об этом мы поговорили с нашим постоянным экспертом. Открытости от этой власти ждать не приходится «СП»: – Сергей Владимирович, как вы оцениваете экономическую эффективность строительства моста через Лену? – Проект моста через Лену у Якутска - один из немногих, в целесообразности которого никто не сомневается (в отличие от скоростных магистралей в Казань, мостов на Сахалин, обходов Сочи и так далее), – говорит «Свободной прессе» старший эксперт Института экономической политики Сергей Жаворонков. – А вот плохая новость состоит в том, что он продолжает логику своих предшественников (вроде той же магистрали в Казань), стоимость которых может прыгать в разы (как магистраль в Казань в проектах подорожала более чем в два раза за пару лет). Тут подорожание – два раза за пять лет, учитывая всплеск инфляции в эти годы (с 2014 по 2019 годы – 45%), в полтора раза. Хотелось бы конечно и экономические объяснения услышать, и подрядчика на открытом конкурсе выбрать. Но мы понимаем, что при этих чиновника такое вряд ли возможно. «СП»: – Помните, еще весной активность губернаторов, выпрашивавших деньги у Москвы, зашкаливала, а сейчас, кажется, главы регионов успокоились. С чем это связано? – С тем, что у подавляющего большинства губернаторов нет не только лишних денег в региональном бюджете, но и надежд получить их из федерального Пока они не поймут, что им что-то дают, лучше молчать, чем обещать и потом не выполнить. Я люблю приводить пример с Московской кольцевой железной дорогой (МЦК). Многие считают, что Собянин молодец. А на самом деле там доля бюджета Москвы менее 10%, основные расходы из федерального бюджета плюс еще немного РЖД. Те же 100 с лишним миллиардов – можно не одно метро было бы построить в регионах. «СП»: – Не начнется ли новый финансовый год с подобного губернаторского «попрошайничества»? – И 2020 год начнется, и 2021-й, конечно! Но тут отчасти заступлюсь за регионы – 70% налогов регионы платят в федеральный бюджет, а затем перераспределяют из оного обратно. То есть, кроме сверхбогатых, остальным только просить в Москве и остается. Новости России: Многодетным семьям помогут с выплатой ипотеки

Перед «Большим транзитом» Кремль распаковывает заначку из триллионов
© Свободная пресса