Войти в почту

Госзаказ переведут в каталоги

Как заявила заместитель руководителя Казначейства России Анна Катамадзе, ведомство предлагает заменить действующие способы госзакупок на закупки из каталога Единой информационной системы (ЕИС) путем интеграции с электронными магазинами. Данное заявление она сделала в ходе конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки 2019» Института госзакупок, сообщает Finmrket. «Текущие процедуры обременены большим количеством процедурных моментов, - заявила Катамадзе. - Вместо них должны быть проработаны современные процедуры. Одной из них может стать закупка из каталога ЕИС путем интеграции с крупными участниками электронной торговли». Кроме того, она отметила, что система должна работать по аналогии с сервисами «Яндекс.Маркет» и Amazon. То есть, поставщик должен прийти в электронный магазин и положить свой товар на его полку с обязательством поставить определенное количество товара по определенной цене на конкретной территории. Впрочем, признают в Казначействе, пока такое предложение не проработано до конца: в настоящее время определить ценовой порог для закупок из каталога пока проблематично - он будет зависеть от проработанности и эффективности нового способа закупок. «Теоретически, его вообще можно будет снять - возможно, постепенно», - добавила Катамадзе. Кроме того, по ее словам, электронных магазинов, площадок для размещения предложений поставщиков не может быть много, «иначе получим ситуацию, когда чуть ли не каждая закупка будет проводиться на отдельной площадке». Идея выравнивания цен при закупках на основе анализа рынка и обеспечения возможности упрощения закупок с помощью агрегаторов возникла не сегодня, и она в принципе верна. «Однако важно обратить внимание на детали, связанные с доставкой продукции. Самые низкие цены, например, могут быть на продукцию, которую придется доставлять через всю страну. Во многом агрегаторы при должном регулировании государством этой сферы смогут самостоятельно очистить рынок от недобросовестных поставщиков в рамках своих бизнес-процессов. И это сократит и коррупционную составляющую, и количество сорванных контрактов», – сообщил «Веку» член Общественной палаты РФ, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов. Реформа системы госзакупок назрела на самом деле достаточно давно, так как сам процесс несмотря на постоянные заявления властей и некие улучшения контроля и самой процедуры остается закрытым и коррумпированным. Самыми распространенными проблемами, например, являются нарушения, связанные с оформлением документации и технического описания заказа. Как правило, заказчик ограничивает выбор товаров, работ и услуг, что позволяет «подогнать» заказ под конкретного исполнителя. Также можно ограничить время выполнения заказа или участие в нем определенных компания, например, малого и среднего бизнеса. Причем, как правило, совершению данных действий предшествует сговор с компанией, которая хотела бы взять данный госзаказ. Зачастую в схеме принимают участие и представители контролирующих органов, которые закрывают глаза на нарушения. Распространенными нарушениями явно преступного характера тут также являются предоставление фиктивных документов и сдача невыполненных работ. И это лишь небольшое перечисление того, как можно нарушить закон в сфере госзакупок. Поэтому участники рынка и эксперты к идее госзакупок по каталогу относятся положительно, хотя также подчеркивают непроработанность идеи. «Регулирование госзакупок остается на данный момент той сферой, в которой систематизация является желаемой целью нашего государства. Понятно, что система пока работает не идеально и с новыми, исходными решениями, но зато удалось достичь регулярности процесса. Этому способствовало создание ранее системы электронных площадок, которые также должны создать прозрачность закупок», – заявил «Веку» генеральный директор инвестиционной компании Bengala Investment Алексей Буянов. Теперь эта система требует доработки. Переход на закупку из каталога ЕИС путем интеграции с крупными участниками электронной торговли – интересный аналог сайта госзакупки, который в перспективе помог бы снизить бюрократические издержки при оформлении договоров, полагает коммерческий директор компании Chronopay Сергей Алпатов. «Зачастую, – отметил он в интервью «Веку», – с момента подачи тендера до момента начала реализации работ или поставки товара проходит длительное время – в итоге работы начинаются позже срока или в неподходящее время года, а иногда из-за срыва конкурса или неграмотного оформления документации выделенные средства оказываются не использованы вовремя». Электронный каталог, по мнению аналитика, был бы удобен при заключении договоров, однако эта идея требует проработки ряда вопросов: на какой площадке будет реализована идея, по каким критериям товары будут попадать в каталог, кто будет отвечать за безопасность торгов и во сколько это обойдется бюджету ежегодно. Площадку нужно не только разработать и внедрить, но также ежедневно поддерживать в работоспособном состоянии и оперативно развивать, принимая во внимание отзывы участников процесса. Портал «Гозакупки» много лет успешно работает и решает задачи проведения торгов. Возможно, стоит подумать над реализацией идеи каталога на его базе. Закупки из каталога, кстати, уже осуществляются по некоторым видам госзакупок. И, заявил «Веку» аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, судя по всему, казначейство полагает, что эксперимент, реализованный в 2017 году, является удачным, и его можно адаптировать под все остальные виды. «Однако, на наш взгляд, полная замена и переход на каталог могут нести в себе некоторые риски», – соглашается аналитик. В частности, полагает Антонов, выбор товара вместо поставщика может привести к очень высокой конкуренции - с одной стороны, это хорошо, цена будет ниже, с другой, те компании, которые работали изначально на госзаказ будут вынуждены либо уходить с рынка, либо искать варианты полной переквалификации. «В целом все эти меры направлены на то, чтобы малый и средний бизнес имел более свободный доступ к системе госзакупок, однако в таком случае предприятиям будет необходимо серьезно работать над уровнем качества, чтобы соответствовать требованиям заказчика, а это под силу далеко не каждому. В таком случае госзаказчик может выбирать кого-то конкретного, ориентируясь уже не по цене, а по качеству, а это значит, что весь смысл перехода на каталог будет потерян», – отмечает Антонов. Кроме того, чтобы был порядок в госзакупках, одного каталога недостаточно. Необходимо корректировать нормативную базу и правила, по которым устроен механизм госзакупок, в частности, это определение требований к товарам и позициям, а также предельной цены. А об этом Казначейство пока только думает, да и то небыстро.