Войти в почту

Сбербанк подсчитал, какие чаевые россияне оставляют в ресторанах

То, что количество и размер чаевых в последние годы снизились, утверждают все опрошенные нами официанты. Они винят волны кризиса в 2008 и 2014 годах. В итоге чаевых стало в два раза меньше. Раньше у официанта вознаграждение от гостя считалось основной статьей дохода: в Москве в хлебном месте можно было заработать 200 тысяч рублей в месяц только на чае. Сейчас все не так. Но хорошим тоном по-прежнему считаются чаевые в 10% от чека, говорит официант Александр. «10% — да, это классика, официант доволен. В жирные годы до 2008-го, когда деньги лились рекой у всех, нормой было 30%, доходило до 50%. Падение до 10-15% после 2008 и 2014 годов воспринимается как очень сильно негативное. 10% почему база? Официант не косячил, кухня не косячила, все были приветливы, и все понравилось. Если ресторан и официант удивил гостя, до того, что он получил вот этот «вау-эффект», то это больше 10%. Если гость не оставляет больше 10% — это косяк официанта в целом. 5% — значит, были какие-то косяки или вопрос гостя, который принципиально не оставляет чаевые или нищеброд какой-то». 40% пользователей приложения «СберФуд» за семь месяцев этого года оставляли на чай в среднем 88 рублей. Причем самыми большими были чаевые в марте — 96 рублей, а меньше всего в июле — 74 рубля. Объяснить эти цифры трудно. Сами официанты говорят, что начиная с сезона шашлыков в мае и в течение всего лета трафик в ресторанах падает, но размер чаевых в принципе не меняется. Во многих странах «чай» уже включен в счет. В России такого почти нигде нет, а доход официантов везде разный, говорит владелец гастробара «Бижу» Николай Борисов. — Это еще зависит очень от заведения. Если у бармена нет контактной барной стойки, бармен вообще чаевые не получает, а работает столько же. Поэтому ребята делятся. Есть места, где много банкетов, туда входят 10%. — Там, где для чаевых приложениями пользуются, кто-то сталкивался из ваших? — У нас пока нет. Потому что я пока не очень понимаю систему — это падают онлайн-компании. Потом, я же плачу с этого налоги. Что там вообще им остается? Понятно, что они получают зарплату. Но, в основном, для них, конечно, каждодневная вот эта история с чаевыми, когда у тебя всегда в кармане есть 1500-2000 рублей, — она самая важная. — Часто рестораны включают чаевые в счет? — Ну, мы включаем только, если это банкет, который заранее оплачен. Потому что мы там чаще всего закрываем зал — дополнительный персонал, столы — короче, это целая работа! А так мы, конечно, в счет не включаем. На усмотрение гостя. Все чаще гости ресторана стали расплачиваться картой, поэтому иногда для чаевых просто нет наличных. Некоторые заведения используют терминалы, где денежный поток разделяется — заказ уходит на счет ресторана, а чаевые — на счет официанта. Иногда клиент лично переводит с карты на карту. И такие чаевые бывают больше, чем в кеше, говорит официантка Софья. Она также сетует, что наличными стали давать намного меньше. — Чаще всего могут просто оставить мелочь, какая со сдачи останется. — Вам не очень удобно было бы, если бы это были электронные платежи, их и отследить, наверное, не очень легко? — Это удобно, если сразу на номер карты идет, — у тебя сразу это на счету есть. То, что ты можешь соврать, — это плохо, конечно. Но все зависит от честности самого официанта. — Как-то проверяют? — Нет, конечно. Впрочем, не каждый клиент раскроет номер своего мобильного или карты, чтобы перевести чаевые. В этом случае мобильное приложение — оптимальный вариант.

Сбербанк подсчитал, какие чаевые россияне оставляют в ресторанах
© BFM.RU