На какие средства и когда менять лифт?
А вот собственники МКД, решившие копить на капремонт на спецсчете своего дома, не могут найти средства на замену дорогостоящего оборудования. И берут в долг... у регионального оператора. С 2005 по 2015 год благодаря поддержке правительства Новосибирской области и муниципальной программе в нашем городе лифты меняли буквально сотнями. Теперь эта работа продолжается в рамках региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов. «Замена лифтового оборудования осуществляется за счет средств капремонта, — объясняет Сергей ХОХЛОВ, руководитель сектора по организации капитального ремонта Фонда модернизации ЖКХ. — На следующий год замена лифтов со счета регионального оператора планируется в 17 МКД». «20 лет назад лифты были в ужасном состоянии, — вспоминает Николай ДУДАРЕВ, технический директор ЗАО «МКС-Новосибирск». — Потом пошли замены и модернизации лифтов жилищного фонда, и теперь в Новосибирске таких проблем нет. Меняем лифты и сейчас, но немного — в этом году в 7-8 домах поменяли». У управляющих компаний программы замены лифтов расписаны на десятилетия вперед. А вот в домах, решивших не скидываться в общий фонд, а собирать средства на капремонт на своих счетах, все не так радужно. В некоторых случаях МКД со спецсчетами могут рассчитывать на господдержку: при определенных условиях она составит до 50 процентов расходов на замену лифтового оборудования. Но средств все равно не хватает. Вот представьте: 9 подъездов, один лифт стоит 2 миллиона рублей. На весь дом выходит 18 миллионов — на спецсчетах еще не успели накопиться такие суммы. В таком случае жители пишут заявление о переводе средств в «общую копилку» и меняют лифты за счет фонда, как бы в долг, возвращая постепенно потраченные на них суммы. Проблема решается. Однако у некоторых новосибирцев, знающих о такой схеме, возникает вопрос: почему они должны жить в требующих ремонта домах и годами ждать, пока в фонде накопятся средства для их обновления, в то время как тем, кто не скидывался раньше в общую «копилку», эти деньги дают в долг? Не логичнее ли потратить их на те МКД, которые несут свои денежки в фонд? А готовы ли вы занимать жителям соседних домов средства на ремонт лифтов или считаете, что они сами должны скидываться на модернизацию подъемников? Свои мнения вы можете высказать на нашей страничке в соцсетях. Между тем грядет кое-что новое в законодательстве — российские лифты могут оказаться... не соответствующими международным требованиям. Их замена по мере устаревания и поломки усложнится, если государство не поддержит производителей оборудования. О ситуации «ВН» рассказал Дмитрий Савельев, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат Госдумы (фракция ЛДПР): — Когда контроль над лифтовым хозяйством вернулся под эгиду Ростехнадзора, уже успело резко ухудшиться состояние лифтов в России, — считает Дмитрий САВЕЛЬЕВ. — За год в строй вводится более 40 тысяч новых лифтов, из них более 70 процентов подъемников — отечественного производства. Но российские заводы выпускают конструктивно устаревшие лифты, не выдерживающие конкуренции с иностранными. Требуется освоить выпуск современных моделей, для чего государству следует поддержать производителей России и создать программу поэтапной замены всех изношенных подъемников. Инженер по организации и эксплуатации лифтов ЗАО УК «СПАС-Дом» Людмила ДЕМЧЕНКО говорит, что «срок службы лифта — 25 лет, так что к 2030 году часть лифтов, поменянных в самом начале программы, нужно будет снова модернизировать — на 2028 год уже запланированы первые обновления. Когда-то в Заельцовском районе стояли распашные лифты. Эти «распашонки» мы в начале 2000-х меняли на автоматические. Теперь уже эти автоматы будем менять на электронные». На отечественные или импортные, пока непонятно. Главное, чтобы накоплений собственников, собирающих средства на капремонт, хватило. Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» № 44 от 1 ноября 2019 года.