Войти в почту

«Представьте город, который каждый год увеличивается на треть»

Марко Камия, координатор отдела городской экономики и финансов ООН-Хабитат, объяснил на лекции в Институте «Стрелка», как государства развивают города и почему в этом вопросе не может быть универсальной формулы. МОСЛЕНТА публикует лекцию Марко с сокращениями. Марко Камия:Мы часто задумываемся о будущем. И мне хотелось бы попросить вас сейчас закрыть глаза и постараться представить себе идеальный город в России в начале XXII века — 2100 год. Исходя из истории, я могу сказать, что нам не очень здорово удается предсказывать будущее. Человечеству очень здорово удается беспокоиться о будущем, а создавать его картину не всегда получается очень точно. Именно поэтому, когда речь идет о глобальном потеплении, люди думают: «Это произойдет через несколько веков, зачем нам сейчас об этом беспокоиться?» Например, на картине, написанной известным художником Ренессанса Фра Карневале в конце XV века, и изображающей идеальный город будущего, изображены не только здания, это еще и идеи, связанные с законодательством, планированием и прочим. Правда, мы здесь почти не видим людей — художник решил оставить эту перспективу свободной. (…) Есть известный немецкий кинорежиссер Фриц Ланг и его фильм «Мегаполис» 1907 года. В этом фильме он постарался пофантазировать на тему того, как город будет выглядеть в 2000 году. На кадрах: летающие машины, организованное дорожное движение — город, который прекрасно работает как единый организм. А фильм «Назад в будущее» был снят в 1985 году и показывал идею мира в 2015 году — такая же идея летающих автомобилей. Исходя из этих картинок, мы можем сказать, что у нас не очень здорово получается предсказывать будущее. Я хочу вам рассказать историю, посвященную будущему. На этой фотографии изображен кризис лошадиного навоза, произошедший в Нью-Йорке в 1895 году. На улицах Нью-Йорка скапливалось большое количество лошадиного навоза, причем такая проблема была не только в Америке, но и в Европе. В Нью-Йорке в 1898 году собралась первая конференция городских планировщиков — это было более ста лет назад. Люди, отвечающие за городское планирование — в основном из стран Западной Европы — съехались вместе и заявили о том, что сейчас происходит такой кризис: «Если мы оставим эту ситуацию без каких-либо действий, то к 1950 году в Нью-Йорке нельзя будет жить». Они посчитали, что в Лондоне слой лошадиного навоза на улицах к определенному времени дойдет до 30 см — это будет катастрофическая ситуация, которая очень плохо отразится на здоровье нации. Эта конференция так и не была закончена — они заседали пять дней, но так и не пришли к какому-либо решению. Я хочу обратить ваше внимание на то, как сложно предсказывать будущее и воображать его образ. Сейчас мне бы хотелось обратить ваше внимание на определение города. Дайте, пожалуйста, определение — что такое город? Кто-то из вас скажет, что город — это место, где проживают люди. Голос из зала:Город — это населенный пункт с огромными железобетонными или кирпичными домами и населением как минимум 100 тысяч человек. Марко Камия:Это хорошее определение. Есть более 50 определений понятия «город». Определение всегда объективировано, оно относится к тем задачам, которые стоят перед нами. Например, знаменитый урбанист Льюис Мамфорд говорил, что город — это театр социальной драмы. Альфред Маршалл — экономист, говорил, что город — это агломерация поселений. Джейн Джекобс, известный урбанист из Канады, говорила, что город — это агломерация черт, подчеркивающих его разнообразие. Уэбстерский словарь дает следующее определение. Город — это поселение, обладающее большим размером, населением и важностью по сравнению с поселком или деревней. Мы с вами живем в городах: в городах мы работаем, в городах мы учимся. Существует много определений городов, но есть одно, имеющее важность в экономическом контексте. Город — это производственный центр, имеющий собственный рынок труда. Для нас оно имеет прикладное значение, потому что город — это место, где мы работаем, учимся. Мощь и влияние города определяется мощью его экономики. Именно экономикой определяется жизнеспособность города, потому что уровень развития экономики определяет уровень вашей заработной платы, ситуацию на дорогах, с транспортом и прочее. Есть разные определения: социологические, антропологические, культурные, но в конечном счете нам всегда приходится возвращаться к определению, данному из контекста экономики. Если посмотреть на график, построенный на основе данных, собранных в базе данных Гарвардского университета, а конкретно — в Центре международного развития. Он показывает степень диверсификации и общую организацию российской экономики, и основную продукцию экономики России. Значительная часть приходится на добычу сырой нефти, переработанной в нефтепродукты; есть часть, посвященная сельскому хозяйству, производственному сектору. Это картинка по России: вклад России в экономику мира. Сравним структуру российской экономики с экономикой двух других стран. В верхней части слайда — структура экономики Японии с ВВП 695 миллиардов долларов. Она примерно в четыре раза превышает экономику России. А ниже — слайд по Кении. Я живу в Кении, потому что штаб-квартира нашей организации расположена в Найроби. Кенийский ВВП составляет 6,17 миллиарда долларов. Российская экономика больше кенийской более чем в сорок раз. Я не знаю, дорастет ли кенийская экономика до размеров российской. Я японец, но был рожден в Южной Америке. Многие страны хотят выйти на уровень России. У меня нет ответа на вопрос, как это сделать. Давайте вернемся к определению города. Город — это производственный центр со своим собственным рынком труда. В городе происходит производство товаров и услуг, важным фактором города является обеспечение мобильности товаров и людей, и еще один важный фактор — обеспечение доступности жилья и развитый рынок земли. Вы сами можете постараться оценить ситуацию в тех городах, в которых вы родились или в которых вы живете: например, насколько просто в городе можно найти работу. Менять работу всегда сложно, но в одних странах найти новую — несколько проще, чем в других. Если вам просто найти работу, это означает, что транспортная система города работает эффективно, потому что вам очень несложно при помощи городской системы транспорта добраться из дома до нового рабочего места, и вы не чувствуете излишнего стресса в связи со сменой работы. Развитый рынок труда и система жилья предусматривают простоту съема жилья или покупки нового. Ваши затраты на жилье, будь то съемное или взятое в ипотеку, не должны превышать 30 процентов вашего дохода. Если вы тратите на жилье более 30 процентов вашего дохода — это является показателем того, что цена на жилье слишком завышена. Многие страны говорят, что хотели бы быть в плане экономики на месте России. Кто-то прицеливается на место Германии или Японии, но 70 процентов городов похожи на Москву, Санкт-Петербург или Владивосток. Те города, в которых мы реализуем наши проекты, имеют очень серьезные проблемы. Эта фотография снята в одном из индийских городов: во многих городах Индии существуют такие транспортные проблемы и такая транспортная загруженность. Во многих городах не только Индии, но и Юго-Восточной Азии и Южной Америки. Людям порой приходится тратить два или три часа на поездку на работу или в институт, и это только в один конец, и два часа — на то, чтобы вернуться обратно. Еще одна большая проблема многих городов заключается в существовании трущоб и незаконных поселений. Эта фотография сделана в Кибере, в Кении. Этот город расположен в той же самой стране, где находится штаб-квартира нашей организации, и мы как раз занимаемся городскими проблемами. Но эту проблему нам пока решить не удалось. В России вы такой картины не увидите. Вопрос безопасности также острый. Уровень преступности — это серьезная проблема, которая существует во многих городах. У нас есть отдельный проект, направленный именно на это. В большей части мировых городов вместе с проблемой безопасности существует и проблема разделения — сегрегации. Это фотография Каракаса: с левой стороны трущобы, с правой — финансовый центр города. Такие проблемы решать очень сложно по той причине, что в этом уравнении очень много переменных. Существуют города, которые испытывают много проблем. Поэтому очень важно реалистично оценить ситуацию в вашем городе и сопоставить ее с положением, в котором находятся другие города мира. Основные факторы: ключевые игроки, принимающие участие в формировании городской экономики. Мы все стараемся менять мир к лучшему, но необходимо увязывать это желание с реальностью. Возьмем городскую экономику в качестве примера. Если выразить ее уравнением, оно будет включать очень много переменных. На уровне государства у нас есть государственная программа городского развития, которая предусматривает, что руководство страны и основные министерства (финансов, строительства и жилья) формируют направления развития городской политики, в которых идет развитие городов в этой стране. Они принимают важные решения, связанные с развитием определенных секторов экономики и промышленности в тех или иных городах, определяют порядок технологического и инновационного развития. Россия — очень большая страна, и вопросы городского управления здесь должны быть диверсифицированы. Существуют основные принципы управления на этом уровне. Руководство страны ставит определенные цели и формирует политику в части развития городов. Определяется порядок и структура управления, зоны ответственности органов государственного управления, органов городского и муниципального управления. Все эти решения принимаются наверху. Третий пункт — это интеграция инфраструктуры на различных уровнях государственного управления — федеральном, региональном и городском. Четвертый принцип — обеспечение среды для улучшения качества городского планирования, то есть формирование нормативно-правовой базы и обеспечение экономических аспектов этого развития. Таким образом выглядит порядок организации работы по развитию городов. Какую роль в развитии города играют местные органы самоуправления и региональные органы управления? Роль этих руководящих органов крайне важна. Город — это производственный центр, имеющий свой собственный рынок труда. Руководящие органы принимают решения, отвечающие за повышение эффективности работы города на региональном или городском уровне: они обеспечивают занятость жителей города, простоту проезда на работу и с работы, таким образом решая простые, на первый взгляд, задачи. Задача городского управления заключается в том, чтобы избежать фрагментирования структуры и экономики города и сделать так, чтобы город работал как связный механизм, чтобы можно было добраться до работы, школы, института на машине, велосипеде, на метро, пешком при необходимости. Органы городского и регионального управления обеспечивают доступность жилья в городе и развитие рынка земли. Доступность жилья в свою очередь напрямую влияет на мобильность населения, а это означает, что людям проще найти хорошую работу где-то еще, переехать в другой город и продолжить свое развитие. Проектирование и дизайн городов — это два взаимосвязанных процесса. Проектирование и дизайн определяют не только эстетическое воздействие, которое город оказывает на жителей, не только внешний облик города. Городское планирование имеет очень прагматичную функцию: хорошо спланированный город обладает большей эффективностью. Для того чтобы город был правильно спланирован, необходима нормативно-правовая база, которая обеспечит возможность работы с землей, выделения участков земли, зонирования этих участков в городе. Планировщики всегда выполняют большой объем работ, но выполняется, как правило, до 5% от разработанного генплана — большой объем ресурсов тратится впустую. Подготовка генплана для города размером с Москву будет стоить не менее миллиона долларов. Представьте, что усилия, которые вкладываются в создание этих документов, никогда не реализуются. Здесь вопрос не только в нормативно-правовой базе, определяющей порядок проектирования и дизайна городов. Этот вопрос касается и городской экономики, потому что кто-то должен финансировать это. У вас может быть нормативно-правовая база и прекрасный проект создания города, но у вас не будет денег — это не только средства, которые необходимо инвестировать в улучшение городов. Изначально планировка городов должна быть сделана с учетом его экономической эффективности. Часто бывает ситуация, когда государство вкладывает деньги в развитие города, а все преимущества от этих инвестиций идут частным компаниям. Жители города не получают практически ничего или совсем немного, и очень малую часть получает государственный сектор. Это не проблема частного сектора, это проблема планировки города и планировщиков. Часто возникает ситуация, когда планировка города обсуждается на региональном уровне. В этом случае всегда нужно смотреть, кто в результате реализации этого проекта получит наибольшее преимущество. Министерства и руководящие органы играют свою роль в развитии городов. Какую роль играем мы с вами как жители города? Мы не отвечаем за принятие решений, мы не можем регулировать вопросы, связанные с отраслями промышленности, которые будут развиваться в нашем городе. Кто-то из вас может работать в органах муниципального управления. Сотрудники «Стрелки» так или иначе принимают участие в вопросах, связанных с городским планированием. Но большинство сидящих здесь не имеют никакого отношения к вопросам градостроительства и планировки. Мы обычные городские жители, но мы тоже можем кое-что сделать. В экономике есть понятие общественного блага — это некоторые ценности, которые являются доступными всем нам. Если вы живете в городе, вы имеете доступ к этому общественному благу. Общественное благо может иметь разные проявления: строительство парков, освещенность улиц, эффективная работа полиции, эффективный сбор мусора, чистый воздух в городе. Создание общественного блага оплачивается за счет финансов государства. Оно является очень важным компонентом городской модели. Здесь мы с вами можем сыграть свою роль. Если мы будем мусорить в городском парке, мы будем приносить вред общественному благу. Общественное благо — это тот компонент городской модели, на который мы можем как-то влиять. Существуют проекты по созданию общественных пространств — это стандартные проекты, которые реализуются в ходе городского развития. Жители могут участвовать в этих проектах. Посмотрите, какая концепция просматривается на этих фотографиях: такого рода концепцию общественного пространства мы сможем найти в разных городах мира. Созданные городом общественные пространства и их внешний вид зависят от того, каким образом мы с вами как горожане этим общественным пространством пользуемся. Не только министерства и муниципальные органы влияют на то, как город выглядит и живет. Мы с вами тоже на это довольно сильно влияем. Приведу несколько интересных, хороших примеров. Это несовершенные проекты, но они хороши. Если вы мне зададите вопрос об идеальном проекте городского развития, я не буду знать, что вам ответить, потому что его не существует. Нет идеально реализованных проектов и идеально созданного и спланированного общественного пространства, потому что на стадии планирования никогда не получается учесть все, а на стадии реализации — полностью выполнить план. Эффективность и успешность этих проектов можно оценить по тому, как люди этим пользуются и как они себя там ощущают. Обратите внимание на эти фотографии. Очень интересные примеры реализованных проектов по созданию общественных пространств в Восточном Иерусалиме и Мумбаи. Создание общественного пространства путем привлечения горожан. Горожане участвовали в обсуждении того, каким должно быть это общественное пространство, и за счет реализации этого проекта стоимость земли в этом месте подрастает, появляется новый бизнес, и все оказываются в выигрыше. Вот интересный пример малого садоводства на улицах Гента в Бельгии. Сейчас такие варианты садоводства становятся все более популярными в разных городах Западной Европы. Это даже становится модным. Здесь существует определенный эффект масштабов. Вот еще один пример проекта по созданию фуникулера в городе Медельине в Колумбии. Помните, я вам показывал фотографии кенийских трущоб? Трущобы — это серьезная проблема многих южноамериканских стран. В Медельине получилось решить эту проблему за счет улучшения транспортной структуры города, в частности, за счет строительства фуникулера, который дал жителям бедных районов другие возможности проезда на работу. Рассматривались разные варианты, в частности, строительство метро, но город Медельин расположен в гористой местности, и строить метро оказалось очень дорого. Тогда кто-то задумался о строительстве фуникулера, и они его построили. До строительства этого фуникулера у жителей бедных районов и трущоб уходило не менее двух часов на то, чтобы добраться до работы, которая расположена в центре города. Появился фуникулер — станции фуникулера были расположены в местах других транспортных станций, и таким образом, за счет создания этой транспортной ветки, бедные районы оказались включены в экономическую структуру города. Вот провинция Фукуока, Япония. Это город, из которого молодежь уезжала в Осаку, Токио, а в городе в основном оставались престарелые жители, и город был модифицирован под престарелых людей. Это не означает, что там, кроме престарелых, никто не живет, но потребности престарелых жителей были учтены при планировке. Еще один интересный пример городской планировки — город Шэньчжэнь в Китае. Это аналог Кремниевой долины. Это то место, где, скорее всего, произведен ваш телефон, если это айфон, и большинство ваших гаджетов тоже делается там. В 1980-х годах этого города не было. Это было рыбацкое поселение на берегу реки. Там проживало около десятка тысяч человек. Дэн Сяопин решил развить эту территорию, открыть ее для привлечения инвестиций. И вначале 1990-х годов темп роста этого города составлял более 30 процентов. Представьте себе город, который каждый год увеличивается на треть. Но даже с учетом роста с такой скоростью город имел возможность расти контролируемым образом. Этот рост был спланирован. Обратите внимание на этот город. Он имеет интересную планировку, которая обеспечивает слаженность работы всех районов города. Еще один пример — Сеул. Сеул был очень загруженным городом, транспортная ситуация была не очень хорошая, поэтому решили децентрализовать этот город, и с этой целью для создания других центров вокруг города вывели за пределы центра Сеула министерства и различные государственные организации. Не всем это понравилось, но тем, кому пришлось переехать, предоставили некоторые финансовые льготы, и удалось разрешить эту ситуацию. Еще один пример — вилла Эль Сальвадор в Перу. Несколько десятков лет назад здесь были только трущобы. Но городу удалось обеспечить свой рост, причем удалось обеспечить плановый рост. Вот посмотрите, как теперь выглядит район среднего класса. Сингапур — еще один интересный пример города с довольно доступным жильем, причем города, который учитывает культурную составляющую жителей. Вот пример Египта, Эль-Аламейн. Сейчас на Севере Египта ведется строительство этого города. Правительство Египта ожидает, что город Александрия в 2050 году уйдет под воду, потому что из-за глобального потепления может произойти повышение уровня мирового океана. И всех жителей предполагается переселить во вновь построенный город Эль-Аламейн. У вас может возникнуть вопрос, каковы же самые интересные, самые хорошие примеры, на которых мы могли бы научиться. Я бы предложил с этой целью не смотреть на Японию или Корею или на те города, которые вам могут казаться модными или современными. Вспомните, когда начиналось развитие этих городов. В 1960-70-х годах. И задайте вопрос историкам: как на стадии начала урбанистического развития этих городов городское планирование было увязано с промышленными нуждами города? И вы получите очень много интересной информации, на основании которой можно многому научиться, а не просто механически копировать опыт других городов. Вот интересный пример. Проблема заключается в появлении агломераций мегаполисов. То есть не мегаполисов, а их агломераций — огромных городских систем, 50-120-150 миллионов человек. В настоящий момент в Китае есть три таких потенциальных агломерации мегаполиса, и пока еще нет понимания того, как управлять этими городами. И пока еще нет хорошего решения этой проблемы. Существует стандартное правило оценки эффективности транспортной системы города. Если вы живете в мегаполисе, то в любую точку города вы должны иметь возможность доехать за час. Но в таких городских формированиях это физически невозможно. Сейчас китайцы работают над созданием этой системы управления, но, так или иначе, эта сложность возникнет не только у Китая, даже Россия довольно скоро встанет перед таким вызовом. Итак, Россия, 2100 год. Я не могу нарисовать вам точную картинку, но вот что могу вам показать. Мы не знаем, каким будет будущее, и я думаю, что лучше нам сосредоточиться на тех возможностях, которые у нас есть сейчас. Я искренне верю в то, что есть многое, что мы можем сделать и улучшить прямо сейчас или начать улучшать это. Можно, конечно, пофантазировать, но фантазии должны как-то транслироваться в городскую политику. Большое вам спасибо за внимание!

«Представьте город, который каждый год увеличивается на треть»
© Мослента