Дальнобойщики вывезли из кубанского бюджета полмиллиарда рублей
В Краснодарском крае продолжаются коррупционные скандалы. Как сообщается в новостях местных СМИ, на коррупционные расследования, посвященные явным махинациям в сфере дорожной инфраструктуры, власти (курируют дорожное строительство на Кубани вице-губернатор Краснодарского края Анатолий Вороновский и министр транспорта и дорожного хозяйства Алексей Переверзев) не находят адекватные ответы, ограничиваясь запоздалыми и невнятными выпадами в подконтрольной прессе. При этом, как пишет «Кубань-Информ», на расследование о «своих подрядчиках», выигрывающих тендеры, к сожалению, пока что, не желают реагировать правоохранительные органы. В расследовании говорится о вероятной коррупции в процессе реализации программы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения», при возведении автоматизированных пунктов весового и габаритного контроля (АПВГК). Комплексы АПВГК – не такие уж серьезные конструкции, по сути, они состоят из металлической рамы с фотокамерами, вмонтированных в дорожное полотно датчиков, нескольких фонарных столбов и дополнительной аппаратуры. Но цены на АПВГК растут, если в 2015 году начальная стоимость одного объекта весогабаритного контроля была в диапазоне 2,5-3,4 млн рублей, то в 2017-м – 5-7 миллионов. То есть, стоимость проектирования почему-то выросла в 2 раза. Но это далеко не все. Например, автоматический пункт, построенный в 2018 году в Ейском районе Краснодарского края, оказался на 17 млн руб. дороже аналогичного АПВГК в Усть-Лабинском районе. Согласно сведениям из Единой информационной системы zakupki.gov.ru, самый первый усть-лабинский АПВГК стоил 34 млн 849 тысяч 327 рублей (закупка №0318200063917000102). АПВГК в Ейском районе стоил уже 51 миллион 978 тысяч 315 рублей (закупка № 0318200063918001991). Поневоле возникает вопрос, за счет чего пункт весового и габаритного контроля стал дороже в 1,5 раза, если расположены районы, собственно, в одном регионе, на расстоянии двух сотен км? Если внимательнее изучить документы о проектной стоимости АПВГК в Усть-Лабинском и Ейском районах, то в глаза бросится пункт «стоимость материалов с учетом доставки до места работ» (он тянет на целых 7,5 млн рублей). Конечно, одно дело АПВГК в Усть-Лабинском районе и совсем другое – в Ейском. Сравнительная таблица проектной стоимости АПВГК в Усть-Лабинском и Ейском районах Выросли, впрочем, и все другие пункты в сравнительной таблице, хотя инфляция, по данным Росстата, в 2018 году составила только на 4,2%. А вот пункты проектной стоимости АПВГК подорожали в 1,5-2 раза. И ладно бы только непредвиденные расходы (с миллиона до полутора), на то они так и называются, что никогда не угадаешь. Но и «предвиденные» вроде бы расходы, например, накладные увеличились вдвое. А сильнее всего видоизменился пункт со скучным названием «прочие затраты». На это в Ейском районе согласно ГК №588 от 28.08.2018 г. ушло 7 млн 68 тысяч 930 рублей, а вот в Усть-Лабинском районе годом ранее обошлись суммой 405 тысяч. Что же это за прочие затраты, которые ввели бюджет Краснодарского края в такие серьезные расходы? Согласно Протоколу согласования договорной цены к контракту ГК №588 от 28.08.2018 г. в данную графу включили «наладку системы автоматического пункта весового и габаритного контроля (ПНР)», которая потянула на 5 млн 855 тыс. 932 рубля. Протокол согласования договорной цены к контракту 2230807719018000314 ГК №588 от 28.08.2018 г. Если умножить эти 5 млн 855 тыс. 932 рубля на 2,3% инфляции (согласно документу) и на 18% НДС, то получится 7 млн 68 тыс. 930 рублей больше всего похожих на откат чиновникам за выигранный тендер. Давайте разберемся. К счастью, Краснодарский край не один во вселенной, и даже в России есть другие регионы, где тоже никак нельзя обойтись без комплексов весогабаритного контроля. Например, новосибирская фирма «ИТС-Сибирь», выполнявшая в 2017 и 2018 годах поставку, монтаж и пуско-наладочные работы для АПВГК Краснодарского края, естественно, работала и в других уголках страны. Если взять два АПВГК в Прибайкальском районе Республики Бурятия, то они обошлись в 20 миллионов, и в эту стоимость включены пуско-наладочные работы в сумме 510 тысяч 111 рублей 82 копейки (пункт 2). Закупка на строительства АПВГК в Приморском районе Республики Бурятия. По словам экспертов, стоимость пуско-наладочных работ обычно не превышает 2-3 процентов стоимости оборудования. В вышеприведенной таблице это так прямо и указано – «ПНР, в 3% от стоимости материалов и оборудования». Вряд ли эти пуско-наладочные работы настолько труднее производятся в приморском Ейском районе, нежели в холодной Бурятии. Да и потом, на Кубани и само оборудование для АПВГК купили на 5-6 млн дороже, чем бурятские коллеги - у одного подрядчика. Этого им показалось мало, и они вынесли за скобки в отдельный пункт «прочие затраты» этот самый ПНР за 7 миллионов рублей вместо 500 тысяч! Даже если взять 3% от цены оборудования из сметы ейского АПВГК, то пусконаладочные работы должны были стоить менее 800 тысяч. Конечно, дело не в том, что на Кубани любой госзаказ автоматически, словно эти самые комплексы, резко увеличивается в цене. Если отбросить иронию, то очевидно банальное удваивание сметы и десятикратное завышение отдельного ее пункта. Чем еще, как не откатом, считать эти аккуратно вмонтированные в документы «прочие затраты»? Вот и выросла цена на комплекс за год на 17 миллионов. Нетрудно подсчитать, какую сумму можно будет аналогичным образом потратить, если только в ближайшие годы в Краснодарском крае собираются возвести 30 автоматических пунктов весового контроля. Кстати, из 11 уже построенных АПВГК, в том числе 10 в прошлом и текущем годах, целых девять тендеров выиграло ООО «ДорМеталл», еще два – ООО «Усть-Лабинское ДРСУ». При этом, как говорится в том же материале «Кубань-Информ», два из трех спроектированных АПВГК так и не были построены с исчезновением 4 миллионов рублей в неизвестном направлении. Если по 17 миллионов будет уходить на откаты на каждом АПВГК, то, умножаем 19 на 17, получаем 323 миллиона. Если прибавить более 160 млн по заключенным контрактам, выходит, что непонятно куда уйдет почти полмиллиарда. Которых бюджету, разумеется, потом не хватит на строительство школ, обеспечение лекарствами льготников и тому подобную «социалку». Зато, согласно закону прибывания убывшего откуда-то, этих денег хватит на новые дачи чиновников, шикарные машины и прочие бонусы для людей, которые умеют очень хорошо считать бюджетные средства.