Минфин представил 14 шагов к успеху в закупках
В Государственной Думе состоялось заседание Рабочей группы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В фокусе – осенний пакет поправок в ФЗ-44. Первый заместитель председателя ГД, член Cовета ГД Александр Жуков подчеркнул, что на текущий момент определяется федеральный бюджет на будущие три года. При этом важно предусмотреть механизмы быстрого доведения средств до реальной сферы экономики. Повысить эффективность работы по нацпроектам поможет в том числе и осуществляемая реформа контрактной системы. Минфином представлены 14 предложений, связанных с нормированием закупок, которые позволят оптимизировать процесс закупок. – При внесении правок в закон мы работаем не только с ФОИвами, но и с отраслевыми профессиональными сообществами: ТПП, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», Народный фронт, – напомнил Антон Гетта, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель Экспертно-консультативного совета фракции «Единой России» по совершенствованию антикоррупционного законодательства и законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок. Замминистра финансов РФ Алексей Лавров сообщил о том, что министерство находится на финальном этапе подготовки законопроекта. В числе предложений Минфина есть и достаточно острые вопросы: – Банки станут субъектами контроля в рамках ФЗ-44. Это многослойная проблема, которая потребует согласований с Центральным банком, но эту проблему пора решать, – подчеркнул Алексей Лавров. Предприниматели хотели бы видеть во втором пакете поправок появление рейтинга добросовестных поставщиков. Однако с точки зрения Минфина этот вопрос нуждается в дополнительной доработке. ФАС, Казначейство и представители отраслевых сообществ, работающих в системе государственного заказа, настаивают на том, чтобы этот инструмент рассматривался уже в осеннем законопроекте. Андрей Садофьев: член правления Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», директор Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»: – В блоке поправок, представленных Минфином, есть ряд положений, которые стали для нас неожиданностью. «Увеличение числа участников закупки, которые обязаны заключить контракт при уклонении победителя от заключения контракта» – формулировка «обязаны» применительно к бизнесу в госзакупках является демотиватором. У поставщиков возникают серьезные риски: необходимость менять план закупок, риск не получить другую банковскую гарантию, например, если поставщик уже вышел на другую процедуру и там выполняет контракт. Понятно, что этой нормой мы отодвинем угрозу демпинга, но, на наш взгляд, для осеннего пакета она является сырой. Еще один существенный момент, на котором настаивает предпринимательское сообщество. Рейтинг добросовестных поставщиков для нас является одним из ключевых приоритетов. Достойному поставщику скрывать нечего, именно такой поставщик заинтересован в рейтинге, раз мы заявляем, что мы боремся за качество контрактов, поставленных по ним товаров, работ, услуг. Считаем, что этот пункт следует включить в законопроект как можно раньше, не откладывая на следующий год. Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе поддержала позицию бизнеса: – Оцифровка реестра добросовестных поставщиков для нас уже представляется технически возможной. Также мы считаем, что не стоит затягивать с переходом к электронному магазину и каталогу. Предлагаем внедрить процедуру закупок из электронного магазина ко второму чтению. Это официальная позиция Казначейства. Кроме того, Анна Теймуразовна предложила конкретизировать 13-й пункт поправок Минфина положением об электронном актировании. Она напомнила, что оцифровка документов контракта на стадии исполнения – это одно из самых острых требований и поставщиков, и заказчиков на текущий момент. Технически система закупок уже готова к внедрению таких новшеств. «Электронный магазин» не за горами Проблема полной легализации каталога товаров и внедрения системы «Электронный магазин», вызвала дискуссию. Минфин снял этот вопрос с повестки, объяснив это тем, что еще нет единой согласованной концепции электронного магазина. Поэтому в осенний пакет ведомство предлагает его не вносить. – Срочной необходимости начать этот переход, на наш взгляд, нет, – сказал Алексей Лавров. Он пояснил, что возникнут неизбежные сложности с определением правового статуса магазинов, их интеграции в ЕИС, которые в ближнесрочной перспективе решить не представляется возможным. Однако в ФАС и других профильных структурах системы закупок полагают, что никаких проблем с методологией нет. Уже имеется готовая инфраструктура, доказавшая свою эффективность, которую осталось только легализовать в форме обязательных процедур. Артем Лобов, начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России: – У нас по всем пунктам все готово для реализации проекта «Электронный магазин». У нас даже система контроля для этого уже готова. Важные требования к реформе 44-ФЗ высказали представители отраслевого государственного заказа. Союз транспортников России предлагает предусмотреть в поправках возможность короткого кредитования дорожных строек по годам. Это позволит участвовать в реализации стратегических проектов большему количеству компаний, ускорит реализацию нацпроектов. Также дорожные строители поддерживают идею скорейшего внедрения электронных магазинов в систему закупок, поскольку это позволит нормализовать ценообразование в отрасли. Александр Жуков, подводя итоги заседания, призвал Минфин прислушаться к требованиям операторов и регуляторов системы закупок: не откладывать в долгий ящик вопросы электронного магазина и рейтинга поставщиков, внеся их в законопроект ко второму чтению. Поставлен конкретный срок. – До 6 декабря уточненный список поправок будет сформулирован, – заключил Антон Гетта.