«Конечно, компании интересно сэкономить». Перевозчик iFly недоплатил таможенные сборы за A330?
Авиакомпания iFly, чартерный перевозчик Tez Tour и Tui, возможно, недоплатила более 100 млн рублей таможенных сборов. Об этом сообщает РБК со ссылкой на результаты проверки Счетной палаты. Предположительно, перевозчик занизил стоимость самолета, взятого в лизинг, почти в три раза. Речь, как сообщает издание, идет, скорее всего, об Airbus A330, который был взят в аренду у ирландской фирмы в 2010 году. Тогда самолет был помещен под процедуру временного ввоза с таможенной стоимостью в 2,5 млрд рублей. Но через семь лет авиакомпания переоформила временный ввоз того же лайнера по новому контракту, только таможенная стоимость его составляла уже менее 1 млн рублей. По мнению Счетной палаты, выявленные нарушения указывают на «коррупционные риски в деятельности должностных лиц Внуковской таможни» и «признаки ненадлежащего исполнения» своих полномочий Федеральной таможенной службой России. В iFly объясняют снижение цены переоценкой самолета из-за большого возраста, дорогого технического обслуживания и падения востребованности этого типа лайнеров. Ситуацию комментирует независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Могло быть и так, что действительно занизили стоимость. Если это так, то не очень умно сделано. В принципе, можно найти вариант, при котором такой самолет с таким сроком эксплуатации такого возраста, такого налета может стоить именно такие деньги, какие указала компания. Для меня немножко непонятно, зачем его два раза ввозили, вывозили. Наверное, тоже какое-то рациональное объяснение этому может быть. Может быть, действительно, какая-то была ситуация, когда рынок, в общем-то, в это время менялся, то есть ситуация в 2013 году была совершенно другая, чем в 2015-м и в 2017 году, и, может быть, какой-то хозяйственный резон в этом был. Надо понимать, что несколько лет прошло, и если там был какой-то крупный ремонт, то это вполне логичная ситуация. Если это было перед ТО каким-то серьезным, поэтому и занизили, заложив затраты на это ТО, которое судно должно было проходить. Но это опять же надо видеть документы». Обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов говорит, что авиакомпании всегда не прочь сэкономить, при этом эксперту известно, что претензии у Счетной палаты возникли не только к iFly. Владимир Карнозов обозреватель журнала Flight International «Конечно, компании интересно сэкономить. Если ввозить честно по российскому законодательству, то там не то что прибыль, а еще в убытках можно оказаться очень легко. Насколько я знаю, сейчас не только к этой компании, но и к ряду других у таможни резко возникли вопросы, выставлены большие счета. Поэтому ничего экстраординарного в этом смысле с этой компанией не происходит, тем более там одни самолет. У других авиакомпаний чуть ли не по всему флоту. Конечно, если такие вещи происходят, то это отражается на рынке, туроператоры не хотят работать, опасаются работать с компаниями, к которым есть претензии со стороны государственных органов. Конечно, это отразится на потоках и на бизнесе авиакомпании. Что касается разницы в ценах, вы понимаете, современный рынок поддержанной авиационной техники очень сложный, и смотря как это оценивать, а двигатели кому принадлежат? Очень часто бывает, что двигатели то включаются в состав стоимости самолета, то нет, потому что у них может быть, например, другой владелец. К примеру, «Трансаэро», когда была такая же ситуация, когда компания остановилась в 2015 году, выяснялось, что люди были написаны одни, а ставили другие, один двигатель принадлежит одной лизинговой компании, другой — другой. Самолет принадлежит авиакомпании. Это такие опросы, которые очень сложно формализовать». iFly — российский чартерный перевозчик, который выполняет рейсы в Турцию, Таиланд, Италию и другие страны. Авиакомпания занимает 20-е место в России по объему перевозок. iFly связана с Tez Tour через коммерческого директора туроператора Александра Буртина, у него четверть акций авиакомпании.