Предбанкротное состояние: выживет ли глубоководный порт Севастополя
Андрей Киреев, корреспондент РИА Новости Крым Правительство Севастополя выдало на прошлой неделе "Севастопольскому морскому порту" субсидию в размере 54 млн рублей на погашение задолженности по налогам и зарплатам сотрудников, оплату счетов ресурсоснабжающих компаний, ремонт подвижного состава и другие мероприятия. Ситуация на предприятии тяжелая – возник реальный риск банкротства. От решения властей зависит не только судьба большого коллектива предприятия, но и перспективы развития города — порт всегда был и остается одним из экономических столпов Севастополя. Как руководство Севастополя собирается спасать ГУП, выяснял корреспондент РИА Новости Крым. Санкции остановили грузопоток До вхождения Крыма в состав России Севастополь перерабатывал около 5 млн тонн грузов в год (около 90% приходилось на стивидорную компанию "Авлита" украинского магната Рината Ахметова). После событий февраля-марта 2014 года в отношении новых субъектов РФ были введены жесткие санкции, в частности, по портовой деятельности. Поток судов в город стал иссякать. В июне 2014 года постановлением правительства Севастополя на базе пяти украинских предприятий – "Севастопольский морской порт", "Севастопольский морской рыбный порт", "Администрация морских портов Украины", "Морской администрации Севастопольского морского рыбного порта", Севастопольский филиал учреждения "Госгидрография имени Митина" было создано государственное унитарное предприятие "Севастопольский морской порт". По итогам 2014 года порт обработал всего 45 тыс. тонн грузов, в 2015 году был рост — почти 313 тыс. тонн грузов. В 2016 году объем перевалки грузов достиг 680 тыс. тонн, а в 2017 году – рекордные с момента вхождения в состав России около 750 тыс. тонн. В основном на экспорт порт отправлял зерно и металлолом, а принимал строительные смеси. Ключевыми партнерами выступали Турция, Сирия и другие арабские страны. Однако работа шла до того момента, пока не становилась достоянием общественности. Под давлением санкций иностранные судовладельцы останавливали грузопоток. Например, так прекратила деятельность паромная линия Севастополь-Зонгулдак (Турция). По данным департамента экономического развития Севастополя, по итогам 2018 года грузооборот Севморпорта составил всего 176,2 тыс. тонн. По итогам этого года "картина" будет еще печальнее — за первое полугодие 2019 года порт обработал всего 23,4 тыс. тонн грузов. Еще порт зарабатывает на сдаче в аренду своих причалов и площадок судостроителям, судоремонтникам и судовладельцам, а также на пассажирских перевозках (в Севастополе пассажирские катера работают как обычный городской транспорт – перевозят горожан с Северной стороны города на Южную). Но это относительно небольшие деньги, а последний вид деятельности и вовсе субсидируется из городского бюджета. Перевести в режим ожидания Сегодня порт тратит значительно больше, чем зарабатывает. По состоянию на конец августа общая кредиторская задолженность составляла 79 млн рублей. Долги перед ресурсоснабжающими компаниями грозят судебным разбирательством. Власти не скрывают, что на основании налогового законодательства существовал риск запуска процедуры банкротства. "Был такой риск в связи с долгами перед Налоговой, но с учетом выделенной субсидии риск нивелирован", — сказала РИА Новости Крым и. о. вице-губернатора Мария Литовко, которая курирует экономический блок. По ее словам, в настоящее время разрабатывается стратегия по оздоровлению предприятия. "Ведется работа по аудиту, по инвентаризации. Документ будет обнародован сразу после утверждения", — подчеркнула Литовко. Задача минимум – вывести предприятие в "операционный ноль", максимум – работа в "плюс". Сегодня Севморпорт находится на грани выживания. "Сейчас стратегия – выжить любым способом", — сказал РИА Новости Крым один из бывших топ-менеджеров компании, которые просил его не называть. Один из способов сократить расходы – массовые сокращения сотрудников. Работники предприятия на условиях анонимности рассказали, что увольняют персонал, отвечающий за основной вид деятельности порта – перевалку грузов. Сегодня в порту нет ни одного рабочего буксира. "На начало сентября было запланировано сокращение должностей для оптимизации расходов. Каждому человеку, чья должность сокращалась, была предложена альтернативная работа без потери зарплаты, но не все захотели остаться на предприятии", — отметила и. о. вице-губернатора. По словам Литовко, было уволено 47 человек, включая 20 сотрудников пенсионного возраста. "Сокращения более не планируется", — заверила она. Бывший топ-менеджер Севморпорта считает, что у предприятия есть две перспективы. "Первый вариант – по предприятию должна быть стратегия со стороны государства: доставка грузов в Сирию и так далее. Севморпорт планировалось передать Росморпорту, и компания сможет его содержать. Другой вопрос – как долго? Второй вариант – консервация. Порт глубоководный — таких портов у России на Черном море не так много, перевести его в режим ожидания. Но тут возникает вопрос, что делать с людьми. Куда их трудоустраивать? Коллектив немаленький — около 700 человек", — сказал он. Ответы на эти вопросы должна дать разрабатываемая правительством Севастополя стратегия оздоровления порта. По словам Марии Литовко, она может быть представлена до конца этого года.