В России вступает в силу закон о противодействии билетной спекуляции. Новые правила запрещают перепродажу билетов на культурно-развлекательные мероприятия, а также определяют порядок их возврата. Подробнее о том, как будет работать закон против «билетной мафии», – корреспондент телеканала «МИР 24» Екатерина Макарова. Почти каждый день у дверей столичных театров пытают счастье тысячи туристов. На таких-то внезапных зрителях и наживаются спекулянты. Раскупая в первый день продаж лучшие места на спектакль, они реализуют их порой втридорога. А что сбыть не удалось, легко возвращают в кассу. Это самая популярная мошенническая схема торговли, и на ней перекупщики зарабатывают десятки миллионов в год. «Сами театры являются участниками этого рынка и основными организаторами. Те театры, которые этим не занимаются, просто повышают цены до уровня, который соответствует спросу», – объясняет Виталий Виноградов, генеральный директор сервиса по продаже билетов. Излюбленные места спекулянтов – Театр Моссовета и Большой. На репертуар последнего мошенники устанавливают просто запредельные цены. Билет на самый популярный балет «Щелкунчик» 31 декабря может стоить 100 тысяч рублей. Хотя официальный порог – 15 тысяч. «Люди готовы платить за билет 70 тысяч рублей. Если они готовы платить, они всегда пострадают от какого-то промежуточного звена. Это экономика. Адам Смит 300 лет тому назад об этом сказал: невидимая рука, которая балансирует спрос и предложение», – говорит Виноградов. Новый закон запрещает продавать билеты по цене выше той, что установил театр. И распространять их могут только компании, заключившие с ним договор. С комиссией не более 10 процентов. За незаконную торговлю грозит штраф – до 300 тысяч рублей для частных лиц и до миллиона – для юридических. «У нас появилась цивилизованная возможность, первое: не пропускать зрителя, кто приобрел поддельные билеты с заклеенной ценой, в театр; второе: обращаться в прокуратуру, если мы знаем, что какая-то организация в интернете перепродает наши билеты, а у нас с ней нет официального договора», – отметил Кирилл Крок, директор Театра им. Вахтангова. Еще один заслон для билетной мафии – невозвратные билеты. Теперь размер компенсации будет зависеть от времени, оставшегося до спектакля. Полную стоимость можно получить, если вернуть билет не позднее, чем за 10 дней до события. Если осталось три дня, отдадут всего 30%. Если меньше – театр оставляет за собой право вообще не принимать билеты обратно.