Индикатор риска: туроператорам стоит приготовиться

По каким критериям государство выявит проблемные туркомпании и как часто станет проверять? Правительство РФ утвердило Положение о государственном надзоре и внеплановых проверках туроператоров. Минэкономразвития предстоит к 1 февраля 2020 года разработать индикаторы риска, которые позволят заранее выявлять проблемные компании. К чему стоит готовиться туроператорам и что показывает пример других отраслей, где усиление госнадзора уже состоялось? Спокойствие, только спокойствие… До появления конкретного инструментария работы с сообществом туроператоров – системой индикаторов риска – еще полгода. Многие говорят о том, что можно пока расслабиться: вот появятся «рисковые» показатели, тогда и будет повод для дискуссии. Руководитель ЮА «Персона Грата» и омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере туризма в г. Москве Георгий Мохов называет появление Положения обычным этапом, который характерен для любого ведомства, курирующего ту или иную отрасль. У Минэкономразвития определены соответствующие полномочия, и оно просто обязано разработать документ о порядке проведения проверок. У предыдущего куратора – Министерства культуры – были те же полномочия, но у него руки до проверок не дошли. С тем, что государству необходимо перейти от купирования последствий банкротств туроператоров к профилактическим мерам, согласны все. Независимый эксперт туристического рынка Игорь Козлов пояснил, что в конце 2018 и начале 2019 года Минэкономразвития прорабатывало в рамках рабочей группы с представителями туроператорского и страхового бизнеса пути понижения рисков на рынке. Одним из предложений бизнеса было перенос фокусировки от ликвидации последствий банкротств в сторону профилактики и выявления компании, оказавающихся в предбанкротном состоянии и именного государственными органами, которые имеют больше полномочий, чем сами участники рынка. Это позволит минимизировать последствия кризисных ситуаций, улучшит взаимоотношения со страховщиками, поднимет инвестиционную привлекательность отрасли. Анна Подгорная, гендиректор «Пегаса», согласна, что система надзора нужна, – ведь считается, что туротрасль относится к категории повышенного риска, событийно зависимая и при этом социально значимая. Как проверить надежность туроператора И все же «туманность» вокруг системы индикаторов риска несколько нервирует. Ведь до сих пор в отрасли вообще не существовало практики внеплановых проверок. Еще немного, и они спокойно могут быть подменены термином «внезапные проверки». С одной стороны, ничего нового не должно появиться – туроператоры сдают отчетность в несколько ведомств: тут и Ростуризм, и ФНС, и Росстат. И документы будут подвергаться сравнительному анализу. Но особенность нововведения состоит в том, что система индикаторов риска по замыслу имеет оперативный характер – быстро выявить финансовую «болячку» и заняться ее лечением. А для этого необходимо оперировать набором определенных финансовых показателей. По мнению Георгия Мохова, все существующие индикаторы не годятся для определения финансовой устойчивости туроператоров. Еще Министерство культуры в 2017 году пыталось ориентироваться по нормативному размеру маржи платежеспособности, соотношению обязательств с собственными активами компаний. Эксперт подчеркивает – это понятие, заимствованное из страхового сектора, которое не определяет реального состояния дел в туркомпании. Нужно применить другие показатели, учитывающие посреднический характер работы туроператоров. Деньги по счетам проходят большие, отчетность показывает высокие обороты, а собственных средств и активов, как правило, у туроператоров практически нет. Если это не будет учитываться при разработке индикаторов риска, то все компании могут оказаться в проблемной зоне. Останется только «Сбертур» Примеры других отраслей показывают, что государство может применять жесткие методы воздействия на нарушителей. Курс лечения уже прошли банки, страховые компании, пенсионные фонды, сейчас трансформации активно подвергают сегмент микрофинансовых организаций. Естественно, притягивает внимание самый яркий пример – санация банковского сообщества. Но, по мнению руководителя департамента финансовых рейтингов Национального рейтингового агентства Карины Артемьевой, калька со схемы оздоровления банковской системы однозначно не будет применена в туристической сфере. Характер отраслей слишком разный. Можно, скорее, говорить об элементах общего подхода. Определен регулятор отрасли в лице Минэкономразвития, он обязательно займется формированием регуляторно-нормативной среды. И ее требованиям со временем придется в обязательном порядке соответствовать всем компаниям. Анна Подгорная уверена, что любому туроператору, который работает в рамках правового поля, опасаться нечего. Даже если проверки выявят какие-то нарушения, участники рынка получат время, чтобы их устранить и выйти из зоны риска. Она считает, что, как и в банковской сфере, на туристическом рынке в итоге останутся самые устойчивые и прозрачные компании. При этом массового исхода туроператоров ждать не стоит, так как на 70–80 % чистка рядов за последние несколько лет уже произошла. И всё же опыт банковской сферы показывает, что проверки и постоянное взаимодействие с госрегулятором серьезно повысили операционные расходы кредитных учреждений. Мелким участникам стало тяжело соответствовать новым требованиям. Прошла закономерная волна объединений, слияний, поглощений или элементарного ухода с рынка. В туризме этот процесс тоже идет, но нельзя не отметить, что специфика туристического рынка заключается именно в многообразии тех услуг, которые в отличие от банков оказывают туроператоры. В регионах России работают тысячи нишевых компаний, которые занимаются развитием въездного и внутреннего туризма, формируют экскурсионные маршруты, организуют детский отдых и спортивные лагеря. Они не имеют рисков, характерных для участников рынка массового туризма, – не выкупают блоки мест на рейсах или в отелях, не отправляют людей за границу. Не хотелось бы, чтобы в результате появления новых «индикаторов» и волны проверок эти компании столкнулись с невыполнимыми требованиями или дополнительными расходами. На туристическом рынке должно остаться место не только для условного «Сбертура». Правда, строгость законов, согласно поговорке, компенсируется необязательностью их исполнения – уже сейчас многие компании работают вне реестра туроператоров, исключив перевозку из состава оказываемых услуг. Формально их деятельность уже не является туроператорской, а значит, не подлежит страхованию и контролю со стороны регулятора. Остается надеется, что на базе рабочей группы при Минэкономразвития удастся разработать не только индикаторы риска, учитывающие многообразие форм туроператорской деятельности, но и четкие критерии проведения проверок. Игорь Козлов назвал несколько серьезных поводов: незаселение туристов в отели, проблемы с перевозкой, затягивание возврата средств турагентам, сбои в расчетах с авиакомпаниями или принимающими фирмами. Иными словами, подтвержденная фактами информация, которая свидетельствует о том, что могут быть нарушены права потребителей, а финансовая устойчивость недостаточна для исполнения всех обязательств.